Закономерности развития российской семьи в новой социально-политической реальности

Закономерности развития российской семьи в новой социально-политической реальности

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Однако в жизни это не всегда и не всеми осознается в достаточной степени. Практически каждый взрослый человек достаточно отчетливо осознает потребность в семейном счастье, а вот о детях задумываются немногие. А последствия подобного отношения незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в поведении и личностном развитии человека. Данные статистики следующие: ежедневно 438 детей уходят из дома, 650 совершают преступления, 1400 ставятся инспекцией по делам несовершеннолетних на учет, 2625 детей доставляют в органы милиции. Невольно возникает вопрос: что же представляет собой современная семья? Есть ли у нас модель семьи, к которой можно и стоит стремиться?

Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере России негативно отразились не только на материальном благополучии семьи, но и на взаимоотношениях ее членов, прежде всего родителей и детей. Во-первых, еще более увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, вырос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях дифференцированного обучения в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях. И наконец, в-третьих, сформировались завышенные социальные требования. Вследствие всего этого, возникает напряженность в отношениях родителей и детей, резко возрастает уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным количеством времени для проведения воспитательной работы в необходимом объеме из-за загруженности в профессиональной деятельности, значительно усилившейся в последние годы. С другой — многие не обладают достаточными знаниями, позволяющими им решить ту или иную проблему в семейных отношениях.

* Наталья Юрьевна Болтенкова — аспирант кафедры социальной психологии Гуманитарного университета, психолог, арт-терапевт, учитель высшей категории МОУ СОШ № 201 «Согласие» (г Екатеринбург).

О Н. Ю. Болтенкова, 2008

Поскольку давление на семью и в большей степени — на детей с каждым днем растет, стоит обратить внимание именно на эту категорию российских граждан, которые нуждаются в особой защите не только от сложностей жизни, но и от собственных родителей. Все — хорошее и плохое — закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни происходит, во-первых, путем подражания взрослым, а, во-вторых, благодаря тому, что сами взрослые культивируют в ребенке. Поэтому не вызывает сомнения то, насколько велико влияние личности родителей, являющихся для ребенка источником необходимого жизненного опыта.

Время, в котором живет человек, влияет на индивидуальные особенности личности и спектр ее возможностей. Характерные особенности исторического периода, в который человеку выпало появиться на свет, формируют приобретаемый им в ходе развития опыт. Несмотря на то что общественно-исторические условия существенно влияют на формирование индивидуального опыта людей, родившихся в один и тот же исторический период, одни и те же социальные и исторические события по-разному сказываются на жизни преуспевающих и непреуспевающих членов общества. Культурные и исторические факторы, смешиваясь с предсказуемыми возрастными изменениями, воздействуют на каждое поколение совершенно особым образом. Наша политическая элита, устав от унижения, прилагая определенные усилия, стала возвращать нашему государству статус сверхдержавы. Можно предположить, что современная молодежь, понимая, что Россия — великая страна, ощущает некую «богоизбранность», причем формы выражения в зависимости от воспитания, ценностных ориентаций и притязаний самые разные: одни стремятся к так называемому «гла-муру», объединяясь в элитных клубах, другие , протестуя, занимаются созидательным трудом и образованием, третьи, взяв на вооружение лозунг «Россия — для русских», разрушают не только человеческие нормы, но и самого человека.

Отношение к величине семьи, ее структуре и функциям также меняется с течением времени. До 50-х годов прошлого столетия российские семьи, как правило, были большими, объединяя представителей трех поколений. Бабушки и дедушки, родители и дети часто жили одной семьей и делили между собой семейные обязанности, соблюдая строгий порядок, что служило залогом семейного благополучия и спокойствия. Законодательно были запрещены аборты, контроль над рождаемостью еще не был распространенным явлением. С изменением социальной ситуации в бывшем Советском Союзе многие люди стали планировать численность семьи и опекать своих детей на протяжении продолжительного периода.

Сейчас в стране наступило экономическое оживление. У взрослых людей в основном преобладает постдефолтовое сознание, которым руководит известный страх. По этой причине можно с уверенностью утверждать, что наше общество живет по формуле: «заработать — потребить». В наши дни большинство людей в возрасте от 16 до 23 лет, а то и старше, все еще зависят от родителей в финансовом плане. Кроме того, когда усилия взрослого населения направлены на зарабатывание денег, отношения между родителями и детьми регламентируются именно деньгами, дети к родителям относятся как к источнику денежного ресурса, что не может не сказаться на проблеме общения. Также общеизвестно, что достижения технического прогресса (телевидение, Интернет и проч.) замещают непосредственные человеческие отношения, поскольку не наполняют чувственный мир ребенка, отсюда дети часто замкнуты, депрессивны. Кроме того, процессы, происходящие в обществе, меняются с огромной скоростью, что не может не воздействовать на психику не только взрослых, но и детей, которые часто испытывают не по возрасту сильные стрессы. А ведь именно ребенок для нормального развития более всего нуждается в любви, сочувствии и нормальном общении.

Таким образом, регулирование процесса деторождения, увеличение числа работающих женщин, осознание того, что воспитание ребенка требует больших материальных затрат, привело не только к уменьшению размеров семьи, но и к возникновению новых детско-родительских отношений, сопряженных с доселе неизвестными проблемами. Казалось бы, в маленькой семе каждый ребенок получает значительно больше внимания, а родители, помимо финансовых, делают больше психологических вложений в своих детей. Но внешне респектабельные семьи часто оказывают негативное воздействие на нравственное становление личности ребенка, поскольку демонстрируют детям двойную мораль, которую те довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни.

Можно сделать вывод, что семьи развивают собственную идентичность и свою особую систему воспитания в зависимости от конкретного периода истории, норм культуры и возрастного состава семьи.

Т. В. Павлова*

Эта запись была опубликована - Вторник, Август 20th, 2013 - 5:51 пп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.