Три источника, три составные части советского тоталитаризма

Три источника, три составные части советского тоталитаризма

У истоков советского тоталитаризма стояли три абсолютно реальные исторические фигуры. Отцы-основатели тоталитаризма предложили миру на выбор три различные идеологии, три разные революционно-практические программы победоносной тоталитаризации человеческой истории. Они боролись между собой не на жизнь, а на смерть за то, чтобы на практике была реализована именно их «созидательная» программа. Но история распорядилась ими как всегда «хитро» и по-своему — она соединила их в единое целое, определила каждой из этих программ роль и место в системе превращения истории в антиисторию. Несмотря на все, иногда даже существенные различия, данные программы отражали — правда, с разных сторон — один и тот же объективный исторический процесс, пытались предложить различные способы разрешения лежащих в его основании противоречий и проблем.

Основополагающим, системообразующим для тоталитаризма противоречием была и остается борьба и единство таких исторических противоположностей, как деятельность и самодеятельность. Суть тоталитаризма — отчуждение самодеятельности от деятельности. То есть «разложение» их противоречивой связи, «извращение» отношения между ними, в результате чего они как бы меняются местами, и, наконец, фетишизация отношения между этими «оборотнями». В результате отчуждения самодеятельность превращается в «производящую форму», ведущую противоположность данного противоречия, в форму, производящую антиисторию. Вырвавшись из «темницы» деятельностной истории на просторы «абсолютной» свободы, сломав на своем пути все мыслимые и немыслимые преграды, выйдя за «пределы» человеческой истории в потусторонний мир исторического «зазеркалья», освобожденная от свободы самодеятельность на месте Вавилонской башни российской истории построила пирамиду тоталитарного «социализма».

* Владимир Анатольевич Лоскутов — д-р филос. наук, профессор, ректор УрАГС (г. Екатеринбург).

©В. А. Лоскутов,2008

Тоталитаризация истории — это процесс социалистического строительства из человеческого и исторического материала гигантской пирамиды всенародного счастья. В основании этого нового чуда света лежали три краеугольных камня. Нет, не три источника и не три составные части марксизма. Эти «источники» были лишь тем «идеологическим» раствором, который соединял между собой вырванные с помощью «пролетарской революции» буквально «вырезанные» из процесса естественной истории и в «котлованах» социалистического строительства обработанные глыбы человеческой истории. В отличие от египетских пирамид, на вершине пирамиды советского тоталитаризма гордо развивалось красное знамя, на котором золотыми буквами горели имена отцов-основателей страны тоталитарного счастья: Ленин, Троцкий, Сталин.

В качестве основного средства строительства социализма Ленин предлагал использовать Власть. Именно «ленинизм» предложил такую схему исторического развития, в которой основным и единственным источником обновления истории могла быть и в действительности была Власть. Под тяжестью пирамиды тоталитаризма — уже в процессе ее «социалистического строительства» -Власть, как, впрочем, и Общество погибли, пали смертью храбрых на полях непрекращающейся почти семьдесят лет гражданской войны — превратились в «усыпальницы» исторической самодеятельности человека.

Троцкий предлагал строить социализм с помощью Революции. Троцкизм положил в основание пирамиды тоталитарного счастья обездоленных историей людей энергию революционного сокрушения старых исторических устоев и построения нового мирового порядка. В чем-то очень важном и главном Революция, так или иначе, наследовала Власть, но при этом она всегда стремилась ее полностью и окончательно поглотить. С этой целью она превращала Власть в идею, цель, идеал революционного преобразования мира и обновления истории. Вместе с тем, троцкизм всегда оставлял для ленинизма возможность идеологически или практически самореализоваться в истории. В бурном и мутном потоке мировой революции для пролетарской власти всегда находилась «мирная» и тихая гавань, где она могла переждать стихию народных бунтов и откуда могла вновь победоносно отправиться в плавание по волнам тоталитаризации истории.

Сталин в строительстве пирамиды тоталитаризма пошел дальше и, если так можно сказать, имея в виду, что речь идет о пирамиде, «выше», чем Ленин и Троцкий. Он поступил как «истинный» диалектик — верный ученик своих великих учителей. Сталинизм как бы отрицает возможность построения социализма с помощью Власти и Революции, но он не разрушает уже построенные основания тоталитарной пирамиды. Напротив, величественное здание советского народовластия Сталин возводит на этих обтесанных диктатурой пролетариата и гражданской войной «глыбах» истории. Сталин предлагал достроить пирамиду тоталитаризма с помощью Демократии (народовластия) — той конкретно-исторической формы развития исторической самодеятельности человека, которая получилась в результате «сплавления» в кострах классовой борьбы Власти и Революции. Сталинская демократия была диалектической формой снятия, отрицанием отрицания достижений и свершений пролетарской Власти и Революции. Отстроенная Сталиным система советского народовластия не только вобрала в себя весь созидательный потенциал пролетарской Власти и Революции, но и сумела в «демократических формах» социалистического строительства довести его до исторического абсурда — тоталитарной антиистории. В результате триумфального шествия «советской власти» по просторам мировой истории на вершине пирамиды, там, где собственно и должен жить по законам Морального кодекса строителя коммунизма «народовластный», тоталитаризмом одемокраченный народ, практически не осталось свободного места. Разве что только для очередного «генералиссимуса» Коммунистической партии Советского Союза.

В результате строительства социализма (тоталитаризма) в нем растворилась Власть, исчезла («переродилась») Революция и только Демократия, вобрав в себя самодеятельный потенциал разрушенной Власти и преданной Революции, продолжала обустраивать земное царство абсолютной свободы и равенства всех «труждающихся». В результате отчуждения исторической самодеятельности человека был построен мир абсолютной демократии, в котором Равенство было формой «социалистического коллективизма», Свобода — формой государственного рабства, Истина — заклинанием «коммунистической идеологии», Социализм -«полным, окончательным и развитым», Человек — «советским», Власть — формой тотального насилия и коррупции, Общество -предметом изучения обществоведов. Сталин «развил» демократию до ее предела, до абсолюта и исторического абсурда. С помощью созданной им Демократии была «построена» новая история, но за границами и пределами ее человеческого бытия.

Мы вспомнили отцов-основателей тоталитаризма не случайно. Тоталитаризм начинался с Власти, Революции и Демократии, и его детоталитаризация должна происходить и в реальности происходит в этих же исторических формах. Выход из тоталитарных застенков антиистории на свободу общественной истории, восстановление исторической связи самодеятельности и деятельности опосредовано восстановлением в исторических правах практически уничтоженных Власти, Революции и Демократии. В муках «саморазрушения» тоталитаризм как бы возвращается к своим историческим истокам и, «одумавшись», вновь порождает некогда «униженную» и фактически уничтоженную логику самообоснования истории. Естественно, что дети похожи на своих родителей, а детоталитаризация истории похоже на процесс ее тоталитаризации: яблоко от яблони не далеко падает. Но все же это уже другая история.

 Демократический транзит — это особый баланс Власти, Революции и Демократии. Он достигается в процессе детоталитаризации советской истории. Нарушение этого пока еще чрезвычайно хрупкого, неустойчивого баланса может привести к существенным издержкам на пути демократического транзита. Недостаточное или формальное развитие Демократии во Власти, как раз то состояние демократической Революции, которое мы в настоящее время и переживаем, — прямой путь к продолжению и углублению этой Революции. Россия вновь, уже который раз за последние сто лет; «беременна» Революцией, которая, если и состоится, то будет носить, в отличие от своих предшественниц, характер антитоталитарной, антикоррупционной, антиноменклатурной революции.

А. А. Никифорова*

Эта запись была опубликована - Четверг, Август 22nd, 2013 - 9:44 дп в рубрике Раздел второй: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.