Специфика лидерства в малом бизнесе России

Специфика лидерства в малом бизнесе России

Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике любой страны, являясь основой благополучия развитых государств. Однако не так оптимистично обстоят дела в России. Малое предпринимательство в нашей стране пережило период бурного роста в 1990-1993 гг. Однако к середине 90-х годов темпы его развития стабилизировались на достаточно низком уровне, после чего наступил застой: ни число официально зарегистрированных малых предприятий, ни количество занятых в них практически не менялись. Тем не менее, нельзя не признать, что за последние 5-6 лет российский малый бизнес постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает место в структуре экономики и становится органичной его частью.

Что же называют малым бизнесом?

Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно исходя из этих параметров, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:

             крупное — предприятие с численностью работающих более 500 человек;

             среднее — от 100 до 500 человек;

             малое — до 100 человек.

В России этот критерий неодинаков для разных отраслей экономики.

Говоря о малом предпринимательстве, нельзя не перечислить важнейшие факторы, в той или иной степени влияющие на его развитие: политическая обстановка в обществе, состояние экономики страны, правовое обеспечение малого бизнеса, политика государства в сфере экономики, меры поддержки малого бизнеса и т. п. Это внешние факторы. Кроме того, большое значение имеют внутренние условия функционирования рассматриваемых предприятий, среди которых важнейшим мы считаем качество лидерства в этих организациях.

             Светлина Алексеевна Поспелова — аспирант кафедры социологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

О С. А. Поспелова, 2008

Актуальность изучения лидерства как социального явления и процесса определяется прежде всего тем, что оно представляет собой один из факторов групповой интеграции, который способствует достижению групповых интересов и целей с наибольшей эффективностью. На сегодняшний день существует множество теорий и концепций лидерства. Но на данный момент нет ни одного подхода или теории, которые объединяли бы все исследования и отражали общее видение феномена лидерства и фигуры лидеров. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного поведения, в ситуационной теории лидерства. Каждая из них имеет свои недостатки, но полученные результаты, так или иначе, используются на практике, в том числе и в малом бизнесе.

Специфика лидерства в малом бизнесе состоит в непосредственном влиянии лидера на каждого члена организации. Лидер здесь может рассматриваться как «человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство»; это «человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей». Возникает вопрос: какими же качествами должен обладать лидер?

Перечислим некоторые качества идеального лидера в организациях малого бизнеса:

             гибкость и мобильность;

             быстрая адаптация к изменяющимся условиям;

             готовность к конкуренции;

             быстрота и подвижность в принятии решений;

             бережное использование «человеческих» ресурсов;

             инициативная творческая деятельность и целеустремленность;

             умение быстро перерабатывать информацию.

Необходимо отметить также такую особенность лидерства

в малом бизнесе: лидер практически не имеет права на ошибку, какой бы сферы деятельности это не касалось (стратегическое планирование, кадровая политика, принятие управленческих решений и т. д.). Это связано с тем, что малые предприятия действуют, как правило, в условиях жесткой конкуренции. В связи с этим, ошибки лидеров могут стоить предприятию потери рынка, так как конкуренты займут нишу предприятия.

Сегодня лидером в малом бизнесе может стать человек, который мыслит глобальными категориями, предвидит потенциальные возможности, создает общее видение будущего, развивает командный дух, поощряет конструктивный вызов, развивает командный подход к работе, чувство партнерства, приветствует перемены, демонстрирует знание новых технологий и личные достижения, высокий уровень компетенции, делегирует полномочия работникам, достигает успехов в соревновании с конкурентами, действует в соответствии с провозглашенными ценностями и т. д. Реальные долгосрочные результаты возможны только тогда, когда лидер вносит новые идеи и их реализует, превращая собственные ценности в системные, развивая новые технологии и принципы ведения бизнеса. Организациям нужен лидер, ориентированный на объединение людей вокруг стратегической цели, умеющий воодушевлять и мотивировать персонал. Все эти составляющие лидерских качеств должны быть использованы менеджментом при работе с персоналом.

В заключение отметим, что пока в социологической литературе проблеме лидерства в малом бизнесе, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания. Учитывая значимость малого бизнеса, необходимо уделять данной проблеме гораздо больше внимания, и мы будем продолжать исследования в данной области.

Л. А. Можаева*

Эта запись была опубликована - Среда, Август 21st, 2013 - 3:11 пп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.