Специфика корпоративной этики в российской практике управления

Специфика корпоративной этики в российской практике управления

В современном менеджменте широко обсуждаются проблемы управления корпоративной культурой, важным инструментом которой оказываются вопросы корпоративной этики. Под воздействием корпоративной этики деятельность организуется не столько на основе приказов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, становится наиболее гармоничной и динамичной формой социально-профессионального сообщества.

О понимании роли корпоративной этики в современной практике управления свидетельствуют принятие разнообразных кодексов. Международные своды правил ведения бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития. Прообраз мировой системы этических стандартов можно увидеть в «Принципах ведения бизнеса» «Круглого стола Ко»1.

* Наталия Геннадьевна Чевтаева — д-р социол. наук, доцент, декан факультета подготовки государственных и муниципальных служащих УрАГС (г. Екатеринбург).

1 Они были приняты в 1994 году в швейцарском городке Ко лидерами бизнеса Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов Америки и к сегодняшнему дню завоевали всеобщее признание в международном деловом сообществе.

ОН. Г. Чевтаева, 2008

 В нем предпринята попытка выработать единый кодекс поведения для бизнесменов двух существенно различающихся систем делового поведения: западной и восточной (азиатской). Декларация отстаивает следующие принципы отношения компании к своим сотрудникам: «Мы придаем большое значение уважению достоинства всех работников, серьезному отношению к их интересам. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства: обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни; создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их здоровью и человеческому достоинству; быть честными в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченной лишь рамками закона и условиями конкуренции; прислушиваться и по возможности ре агировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы; в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками; избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу; обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний; поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы»2.

Существенное влияние на формирование корпоративной этики оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ) и во многом воспринятые на национальном уровне государственным законодательством. Сейчас насчитывается около 200 международных конвенций и рекомендаций, которые в качестве международных трудовых норм нацелены на гуманизацию и демократизацию мира труда, социальную защищенность и создание благоприятных условий труда. В Европе соответствующие основные демократические нормы зафиксированы в виде «Хартии основных социальных прав трудящихся» («Социальная хартия ЕС»). Исследования Организации Экономического Сотрудничества и Развития позволили выделить четыре ключевых принципа эффективного корпоративного управления: честность: инвесторы должны быть уверены, что их собственность надежно защищена от экспроприации; прозрачность: корпорации должны своевременно раскрывать достоверную и полную информацию о своем финансовом положении; подотчетность: менеджеры корпорации должны быть подотчетны собственникам или назначенными ими менеджерам и аудиторам; ответственность: корпорации должны соблюдать законы и этические нормы общества.

2 Цит. по: Этические принципы ведения дел в России / Под общ. ред. С. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 156.

По указанным критериям сложившаяся к настоящему времени в России система корпоративного управления, по-видимому, значительно уступает системам, существующим в большинстве развитых стран. Исследователи отмечают ряд особенностей российской практики корпоративного управления: оно в гораздо меньшей степени опирается на механизмы честного, открытого согласования интересов, приводимые в действие конкурентными силами, использованием стандартных процедур открытого конкурентного соперничества. Гораздо чаще используются тесные связи с правительственным аппаратом, обеспечивающие получение в залог стратегических пакетов акций и последующий их выкуп, привлечение местных органов власти и местных судов для оттеснения внешних инвесторов (особенно иностранных), административные предупреждения и применение материальных санкций к членам трудового коллектива, продающим «на сторону» свои акции и т. п. Действия руководителей фирм трудно признать независимыми как от федерального правительства, так и особенно от местных органов власти, в последнее время заметно расширивших свое владение акциями и свое участие в делах местных фирм. Среди характерных черт сегодняшней системы корпоративного управления в России исследователи отмечают наличие широких возможностей -законных и «полузаконных» — для политического вмешательства в процессы хозяйственного руководства, в том числе в принятие (судебных) решений, регулирующих сохранение или перехват корпоративного контроля, а также в смещение или назначение руководителей компаний.

Любопытно, что своеобразие российского состояния корпоративной этики проявляется не только в практике реализации этих норм, но еще на стадии определения ведущих ценностей и приоритетов корпоративных кодексов. По оценкам экспертов, во-пер-вых, большинство существующих российских корпоративных кодексов, особенно в крупных корпорациях, ориентировано скорее на нужды самой компании. Продекларированная в кодексах ответственность предприятия сегодня направлена скорее вовне (по отношению к клиентам, подрядчикам и партнерам, обществу в целом), чем к собственному персоналу. В ннх много говорится об обязанностях служащих н их лояльности к компании и очень мало об обязанностях самой компании перед ее работниками. При таюй постановке вопроса корпоративные кодексы вряд ли будут обладать высоким мотивирующим потенциалом и служить эффективным средством социального менеджмента.

Во-вторых, в формировании корпоративной этики ведущую роль играют ассоциации предпринимателей, в то время как роль профсоюзов трудящихся незначительна. Вполне возможно, что в том числе и поэтому проблемы трудовых отношений занимают такое скромное место в корпоративных кодексах.

Между тем, пережив бурные 90-е годы, современная Россия начинает осознавать необходимость норм корпоративной этики делового сообщества. Был принят ряд профессиональных этических кодексов, среди которых следует упомянуть: «Кодекс чести банкира» (1992), «Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участниюв фондового рынка» (1994), «Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов» (1994), «Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков» (1994), «Хартию бизнеса России» (1995). В ноябре 2001 года Правительством России был одобрен разработанный ФКЦБ России «Кодекс Корпоративного поведения». Главной целью принятия «Кодекса Корпоративного поведения» является развитие норм добросовестного поведения в российских обществах, включая: эффективную защиту прав и интересов акционеров, справедливое отношение к акционерам, прозрачность принятия решений, обеспечение профессиональной и этичесюй ответственности членов советов директоров, иных должностных лиц общества и акционеров, расширение информационной открытости и развитие всеобъемлющей системы норм корпоративной деловой этики.

Н. Н. Петя к*

Эта запись была опубликована - Среда, Август 21st, 2013 - 11:59 дп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.