Современные методики оценки достоверности информации в управлении персоналом

Современные методики оценки достоверности информации в управлении персоналом

Одним из первых и наиболее важных этапов отбора персонала на современном рынке труда является интервьюирование. Благодаря интервью мы обогащаем присланное кандидатом резюме не менее важной информацией: внешний вид кандидата (так называемый face control), профессиональные навыки и личные особенности. При проведении интервью важно не только получить какую-либо информацию, но и оценить, насколько она соответствует действительности, узнать, в какой степени для кандидата характерна открытость и честность.

Определение достоверности ответов и предоставляемой информации является сквозной методикой, которую стоит применять в ходе всего интервью, так как в некоторых случаях человек может искажать представляемую информацию, давать так называемые социально-желательные и одобряемые ответы. Отметим, что в ряде случаев кандидат сознательно искажает какую-либо информацию, а иногда это происходит подсознательно, на уровне вытеснения неприятной для себя информации (конструирует идеальную картинку). Надо помнить, что существует масса источников, из которых претендент может получить сведения о том, как и что говорить во время интервью и как себя вести, поэтому ответы на многие вопросы уже заготовлены. Кроме того, человек, пришедший на интервью, естественно, находится в ситуации некоторого стресса, волнения и может вести себя не вполне адекватно. Это необходимо учитывать при подборе сотрудников. Ценным для менеджера по подбору кадров в данной ситуации является умение читать между строк и тщательно отслеживать поведенческие реакции человека, как вербальные, так и невербальные.

* Татьяна Владимировна Прикуль — студентка 5-го курса факультета социальной психологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

О Т. В. Прикуль, 2008

КОНСТРУИРОВАНИЕ — моделирование представленной ситуации, с тем чтобы представить ее в социально-приемлемом или выгодном для себя свете. Конструирование не является абсолютно тождественным по отношению к дезинформированию или тем более лжи. Это более сложный и тонкий процесс, с большим числом вариаций

Конструирование можно разделить на 2 типа: отрепетированное конструирование, то есть заранее подготовленные ответы на неприятные или сложные для кандидата вопросы, и конструирование по ходу интервью.

Выявить отрепетированное конструирование очень сложно, так как оно практически не дает невербальных и вербальных отклонений от нормальной для кандидата речи и поведения. Но и этот вид конструирования можно при помощи определенных приемов, если не полностью блокировать, то, по крайней мере, свести к минимуму. Достичь этого возможно, к примеру, избегая стандартных, типичных вопросов, которые задаются на каждом собеседовании, в связи с чем существует заготовленный на них «правильный» ответ (вопросы о причинах смены работы, увольнения, о достоинствах и недостатках).

Действенным приемом является чередование темы разговора, что не дает кандидату застояться, несколько сбивает с толку и мешает просчитать, что именно оценивается в данный момент и какой ответ лучше дать на этот вопрос.

Если кандидат дает слишком уж правильный ответ, рационализирует его, либо уходит от ответа, есть смысл вернуться к этому вопросу через некоторое время и в другом контексте, но переформулировав его.

Конструирование, осуществляемое в ходе интервью, возникает тогда, когда кандидату задаются вопросы, к которым он не готовился заранее, но по каким-то причинам осуществляет конструирование. Такие моменты отследить гораздо легче, так как есть несколько признаков изменения поведения, которые нам в этом помогают.

1. Изменение темпа речи. В ситуации, когда человек, что называется, на ходу придумывает, как лучше и красивее подать информацию, у него уходит определенное время на обдумывание, как следствие, возникают паузы, то есть замедляется темп речи, либо наблюдается ускорение речи с целью как можно скорее проскочить «опасный» участок.

2. Резкое увеличение числа слов-паразитов (вот, значит, как бы, это, ммм и т. д.). Механизм этого явления сходен с предыдущей ситуацией, только в данном случае человек паузы заполняет словесным мусором. Следует понимать, что речевые ошибки могут быть просто свидетельством безграмотности человека. Но если кандидат, который говорил на хорошем литературном языке и вдруг стал «сыпать» словами-паразитами, это заставляет задуматься и проверить эту тему еще раз через некоторое время.

3. Слова-поговорки — это слова, которые сигнализируют о низкой степени уверенности в высказанной мысли, а также о неосознанном желании перестраховаться, то есть сделать определенную уступку при предоставлении информации.

К поговоркам относятся такие слова, как в принципе, в общем, в целом, то есть, в основном, довольно, достаточно, н тому подобное.

Данные слова указывают на ту сферу, где человек чувствует себя менее уверенно или где он не готов нести ответственности за свои слова. Если слова-поговорки характерны для речи кандидата в целом или для блока ответов, выявляющих самооценку, то такая ситуация свидетельствует о заниженной самооценке и невысоком уровне уверенности в себе.

4. Невербальные проявления. Невербальное поведение наиболее сложно поддается контролю, в связи с чем несет наиболее достоверную информацию. Главное — научиться правильно ее «считывать»: как меняется в ходе интервью поза, жесты, темп речи, мимика человека, какие вопросы вызывают эти изменения.

5. Уход — подмена одного ответа другим, близким по содержанию. Уход возникает тогда, когда интервьюируемый пытается скрыть какую-либо информацию, так как она неблагоприятна для него или, по его мнению, не соответствует социальным ожиданиям. Уход является важным сигналом проблемной зоны.

6. Рационализация — замена реального ответа на поставленный вопрос усложненным ответом, который не дает реальной информации. Рационализация возникает или в момент конструирования, или в момент замены реальной информации ложной и является сигналом проблемной зоны. В зависимости от ее значимости мы можем задать несколько конкретизирующих вопросов либо сделать некоторый вывод об искренности и лояльности интервьюируемого .

Комбинируя, рассмотренные нами методы, можно успешно проверить и оценить достоверность предоставляемой информации, а также определить степень открытости кандидата. Это позволит, наряду с анкетированием, тестированием и анализом предоставленных рекомендаций, сделать более взвешенный и верный выбор в пользу того или иного кандидата.

С. А. Поспелова*

Эта запись была опубликована - Среда, Август 21st, 2013 - 4:57 пп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.