Социальные сети Рунета: о возможностях и рисках

Социальные сети Рунета: о возможностях и рисках

В последнем квартале 2007 года в кириллическом секторе Интернета зафиксирован резкий рост социальных сетей по поиску одноклассников, однокурсников, коллег и друзей, который продолжается до сих пор.

Социальные сети — совокупности участников современных Интернет-сервисов (web 2.0), объединенные средой общения и имеющие прочные установленные связи между собой. В целом все современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

1. В большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей с заполнением мини-анкеты, чтобы идентифицировать личность пользователя. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют ее работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника.

2. Работа в Сети проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля.

3. Помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение — внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы, то есть создает некое подобие автопортрета (более подробно см.: http://www.social-networking.ru).

Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации контента. Развитие социальных сетей на Западе началось по разным данным в 1995-1997 гг., предшествующими формами для сетей были форумы и, позднее, блоги. Сегодня существуют социальные сети для поиска и общения одноклассников (www. classmates.com), родственников (www.geni.com), мам (Mommy Buzz), биз-нес-контактов (www.linkedin.com) и религиозных сообществ (www. mychurch.org). Сейчас самым популярным в мире сервисом является MySpace.com — универсальная социальная сеть для друзей, ее участники могут вести собственные сообщества по интересам, блоги, размещать фото, музыку и видеоматериалы.

* Галина Александровна Задорина — ст. препод, факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

©Г. А. Задорина, 2008

В Рунете социальные сети появились в 2005 г. Социальными сетями сейчас обрастают все крупнейшие интернет-ресурсы (Mail, ru, Yandex, Rambler и другие). В марте 2006 года появляется сайт «Одноклассники.ру», в сентябре — сайт «В контакте.ру». Именно они заняли 3-е и 2-е места соответственно в ТОР-100 народного голосования «Премии Рунета-2007». Кроме того, проектом года в сетевом конкурсе «Российский Онлайн ТОР++» стали вновь «Од-ноклассники.ру», а продюсером года назван создатель этого сервиса Альберт Попков. Таким образом, «Однокласскники.ру » и «В контакте» стали главными интернет-событиями конца 2007 го-да благодаря своим ресурсам.

В частности, «В контакте» представляет своим пользователям массу возможностей. На сайте создано более 500 групп по интересам, среди которых музыка, спорт, хобби, учеба, политика. Любопытно, что «В контакте» — одно из крупнейших хранилищ музыкальных и видеофайлов, так как на сайте нет жестких ограничений на количество загружаемой информации. По отзывам многих пользователей, плюсами этого ресурса являются: возможность делать рассылку приглашений на встречи для своего сообщества, а также управлять настройками приватности. К началу февраля «В контакте» находилось около 6 миллионов участников.

«Одноклассники.ру» отличается большей прозрачностью структуры и большей простотой в использовании по сравнению с сервисом «В контакте». «Одноклассники.ру» позволяет искать одноклассников, друзей, приватно общаться с ними, размещать и просматривать фотографии, организовывать встречи. Особенность этой сети в том, что создать полностью или частично закрытую учетную запись невозможно, хотя с легкостью можно использовать псевдонимы. Можно быть Владимиром Путиным из Ростова-на-Дону (без фотографии) или Васей Васей из тундры (что, впрочем, возможно и в другой сети). «Одноклассники.ру» строятся как сеть по горизонтали и в глубину до четвертого уровня, фиксируются все посещения страницы пользователя, возможны комментарии и модерирование фотографий, создание открытого форума.

К серьезным рискам пока можно отнести реальные финансовые потери из-за перерасхода трафика крупных компаний. Например, в начале февраля на екатеринбургских новостных порталах появилось такое сообщение: «Социальные интернет-сети стали запретным ресурсом на Урале. (…) Бесспорно, наряду с плюсами -возобновление старых связей, многие из которых в нынешней жизни становятся полезными для бизнеса и просто поддержания хорошего настроения, есть и несомненные минусы — бессонница, снижение производительности труда подчиненных и ощутимые траты крупных компаний на Интернет-трафик. Корреспондент «Нового Региона» убедился в том, что практически повсеместно крупные хозяйствующие субъекты стали отключать своих сотрудников от доступа к «Одноклассникам» и аналогичным ресурсам. Причина — сокращение расходов на Интернет и приведение коллектива «в чувство», слишком сильно снизилась их трудовая активность» (www. el.ru). Более того, «в декабрьском интервью «Комсомольской правде» Альберт Попков заявлял, что в ряде организаций, в частности в банках, доступ к сайту запрещен системными администраторами» («Lenta.ru» 18. 01.2008).

Тем не менее, «Одноклассники.ру» и «В контакте» считаются серьезными объектами для инвестиций. Так, в сентябре, по информации газеты «Коммерсант», «латвийская компания Forticom приобрела 30 % долей российской социальной Интернет-сети «Одноклассники.ру». По некоторым оценкам, сумма сделки могла составить 10 млн долларов. Генеральный директор Forticom Виталий Рубштейн и продавец «Одноклассников» Альберт Попков подтвердили изданию факт сделки, но отказались сообщать ее условия. «Одноклассники» — достаточно перспективный актив. Если с помощью Forticom компании удастся вести на интернет-портале платные услуги и увеличить поступления от рекламы, выручка «Одноклассников» может увеличиться примерно в три раза» (www.webplaneta.ru). Особенно это важно, если учитывать, с какой скоростью идет прирост пользователей в этих сетях. «В контакте», если верить счетчику на сайте, может регистрироваться до 100 человек в минуту (всего к середине февраля 2008 более 7 млн пользователей), а количество зарегистрированных аккаунтов к середине февраля на «Одноклассниках.ру» превысило 11 млн.

Таким образом, перспективу, заданную технологической готовностью web 2.0, сегодня можно считать реализованной. В современном российском обществе, в крупных городах, офф-лайновые связи между людьми все больше приобретают функциональный характер. По данным Глобального исследования поведения людей в виртуальном и реальном мире в 18 странах мира, лето 2007 года Proximity Worldwide совместно с BBDO Group Russia, «российские пользователи больше общаются в Сети, чем в реальности — 65 % против 23 % в других странах. В России больше, чем в других странах, выражено различие между реальной и виртуальной жизнью … Только 18 % россиян подтверждают, что их он-лайн-друзья являются друзьями и в реальной жизни. В других странах этот показатель вдвое больше». Россияне считают себя «невидимыми» в он-лайне, анонимность и опосредованность коммуникации становится залогом прочности эмоциональных связей между знакомыми и незнакомцами, общающимися в сети Интернет.

С. Е. Корчемкин* Манипулятивные технологии PR

1Под манипуляцией можно понимать: а) вид духовного, психологического воздействия на человеческую личность;

б) скрытое воздействие, факт которого не должен быть обнаружен объектом манипуляции;

в) воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний от манипулятора.

Таким образом, процесс манипулирования людьми может рассматриваться как использование людей в целях получения выгоды манипулятором. Люди при этом обесцениваются и овеществляются. Действия, совершаемые над манипулируемым, неведомы, скрыты и незаметны для него. Психологический смысл манипуляций состоит в программировании и контроле поведения людей, получении над ними власти или преимущества за счет ограничения их свободы, выбора. Цель любой манипуляции — скрывая свои истинные намерения, побудить человека к совершению определенных действий, изменению ценностных установок, мнений, отношений, представлений и взглядов. Необходимое условие — сохранить у объекта манипуляции иллюзию свободы выбора решений, иллюзию независимости.

2. Степень успешной манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании.

Основными составляющими манипулятивного воздействия могут быть:

а) оперирование информацией;

б) сокрытие манипулятивного воздействия;

в) сокрытие степени и средства принуждения, применения силы;

* Станислав Евгеньевич Корчемкин — канд. филос. наук, доцент, завкафедрой связей с общественностью Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

О С. Е. Корчемкин, 2008

г) использование мишеней воздействия;

д) роботизация.

3. Целью PR принято считать установление доверительных взаимоотношений с общественностью, формирование положительного образа компании, ее товаров или услуг.

Не существует PR-коммуникаций вообще — они всегда направлены на целевые аудитории, то есть только на те группы людей, от которых компания планирует получить нужную ей реакцию. Именно эта поведенческая реакция и есть конечная цель PR. Все разнообразие задач, которые бизнес ставит перед PR, в итоге сводится к простой формуле: нужно сделать так, чтобы потребитель действовал в наших интересах. Конечно, сводить PR к манипуляциям нельзя, но то, что они в нем присутствуют — бесспорно.

В современной рекламе, пропаганде и технологиях PR с каждым годом разрабатывается все больше новых эффективных ма-нипулятивных методов. Изучение и знание механизмов манипуля-тивных воздействий предоставляет «ключи» от многих дверей к воздействию и влиянию на большие массы людей. А в конкретной ситуации, учитывая ряд необходимых условий, можно добиться больших результатов воздействия. В таких случаях эксплуатируются инстинкты, стереотипы, архетипы, биоритмы человека и общественных процессов, механизмы восприятия информации.

4. Последствия использования манипулятивных технологий различны. но общая тенденция для большинства населения отрицательная. Изменяются приоритеты ценностей, стереотипы поведения людей, снижается интеллектуальный уровень, развивается или пассивность, или агрессивность. Для противодействия манипуля-тивным технологиям можно использовать, например, такие методы защиты:

а) сокращение контактов, связанное с рекомендациями меньше бывать в зоне контакта с манипулятором;

б) уход от захвата, что предполагает прерывание контакта, уход на время;

в) отсеивание шума, то есть отфильтровывание малозначимых сообщений, которые служат помехами и не дают возможностей сосредоточиться на той проблеме, по которой надо выработать свою точку зрения;

г) отключение эмоций, ибо большинство стереотипов, которые используют манипуляторы, эмоционально окрашены. Увидев, что идеологи давят на какое-то чувство, следует на время сознательно притупить это чувство и воспринять сообщение бесстрастно, а потом на холодную голову обдумать их наедине с собой.

Кроме перечисленных методов противодействия манипуля-тивным технологиям можно также назвать: непредсказуемость, диалогичность мышления, создание альтернатив, включение здравого смысла, включение памяти и предвидение и т. п.

О. Ф. Русакова*

Эта запись была опубликована - Четверг, Август 22nd, 2013 - 8:37 дп в рубрике Раздел четвертый: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.