Социально-психологическая проблема одаренности

Социально-психологическая проблема одаренности: восприятие одаренной личности в обществе

Совершенно очевидно, что на человека оказывает влияние не только его ближайшее окружение, контактная группа, но и то общество, в котором он живет и развивается. Так, общество влияет на раскрытие и развитие одаренности.

Во-первых, открытие одаренности у личности обусловлено обществом. Именно от потребностей общества и эпохи, от конкретных задач, стоящих перед данным социумом, зависит то, какие таланты и способности получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития. К примеру, в период развития государства происходит активное развитие инженерных, конструкторских талантов, а во время расцвета государства особенно проявляются музыкальные, литературные таланты, во время войн наибольшее развитие получают полководческие способности.

Во-вторых, отношение общества, общественное мнение, которое Е. В. Улыбина определяет термином «обыденное сознание», содержит в себе «стереотипы, предрассудки, искажения, неточности, отстающие от… эффективности рационального познания» [2. С. 12] и также оказывает колоссальное влияние на раскрытие и развитие одаренности.

Самой главной функцией одаренных людей в обществе является их участие в процессе порождения и реализации новых идей. Только интеллект и творчество способны обеспечить реализацию нового знания. Все вышесказанное ярко свидетельствует о том, что «одаренные люди в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние» [3. С. 33], в реальности же мы можем наблюдать совершенно иную картину.

* Ксения Андреевна Курзова — аспирант, преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

©К. А. Курзова, 2008

Люди с высоким интеллектом и творческими способностями далеко не всегда оказываются признанными в обществе. Часто отношение к ним находится где-то между открытой враждебностью и полным безразличием. Они продуцируют нечто новое, а новое, как известно, всегда выступает отклонением от нормы, стандарта, шаблона поведения или мышления, вследствие чего воспринимается как аномалия, девиация.

На государственном уровне проявляется недоверчивое, вплоть до агрессивного, отношение к творчески-одаренным людям. М. А. Холодная пишет по этому поводу следующее: «Социально-государственный инстинкт отвержения "чересчур умных", несомненно, связан с боязнью инакомыслия как явления, способного разрушить общепринятые социальные ценности. Поэтому по характеру ориентации общества на свою интеллектуальную элиту можно судить о том, здорово ли оно либо, напротив, поражено вирусом тоталитаризма (независимо от того, исповедуется ли при этом коммунистическая, национальная, демократическая или религиозная идеология)» [3. С. 34].

Что же касается бытового, обыденного уровня, правомерно говорить о существовании устойчивого стереотипа о нежелательности одаренности у человека. Гораздо более предпочтительной оказывается позиция человека между глупостью и умом, чем позиция преобладания ума и интеллекта. А. В. Кулемзина считает, что «каждый ребенок рождается с задатками гения. …Но общество ощущает угрозу со стороны одаренных детей, которые станут одаренными взрослыми. Отсюда природа мифа о вреде раннего развития» [1. С. 52]. Одаренные люди изменяют, обогащают и украшают жизнь общества во всех ее проявлениях. Очень важно, чтобы из одаренного ребенка вырос одаренный взрослый. Для этого обществу необходимо заботиться об организации системы воспитания и обучения одаренных детей.

Применив метод семантического дифференциала, мы провели исследование, целью которого было выявление социально-психо-логических особенностей восприятия одаренной личности обществом. В исследовании принимали участие 100 человек: 49 мужчин и 51 женщина в возрасте от 16 до 60 лет. Испытуемым предлагался бланк, содержащий два ряда антонимических личностных характеристик, по которым им необходимо было оценить наличие и степень данных характеристик относительно одаренного ребенка, обычного ребенка, одаренного взрослого, обычного взрослого и себя.

В результате корреляционного анализа результатов нами были получены данные, которые свидетельствуют о следующем: в восприятии общества существует тесная взаимосвязь таких субъектов восприятия, образов, как «Одаренный ребенок» и «Одаренный взрослый»; «Одаренный ребенок» и «Обычный взрослый»; «Одаренный взрослый» и «Обычный взрослый»; «Обычный ребенок» и «Обычный взрослый» (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь субъектов восприятия с точки зрения представителей общества

Эти данные можно интерпретировать так: одаренный ребенок, при благоприятном стечении обстоятельств, взрослея, становится одаренным взрослым человеком, сохранив и развив свои способности и таланты. При иных условиях одаренный ребенок может по мере взросления стать обычным взрослым человеком, потеряв или не развив в достаточной мере таланты, проявлявшиеся в детстве. Одаренный взрослый человек, по мнению общества, в какой-то момент также рискует стать обычным, лишившись своей одаренности. И, наконец, обычный ребенок, взрослея, может стать только обычным взрослым. По мнению общества, обычный ребенок не способен с возрастом приобретать таланты или находить в себе способности, которые ранее не проявлялись. Кроме того, из полученных данных видно, что обычный ребенок не может открыть в себе таланты даже в детстве, у него нет возможности стать одаренным ребенком, и одаренный ребенок не может в детстве потерять талант, это может произойти только по мере его взросления.

Очевидно, что больше всего взаимосвязей у каждого из этих субъектов восприятия с обычным взрослым. Это отражает ту ситуацию, которая наиболее распространена на сегодняшний день: число одаренных детей значительно превышает число одаренных взрослых. Обычными взрослыми становятся всегда обычные дети, иногда одаренные дети, а так же одаренные взрослые.

В результате факторизации групповой матрицы представителей общества были выделены факторы, которые позволили построить психосемантическое пространство (рис. 2) и оценить его.

"Обычный" ребенок

"Обычный" взрослый

"Одаренный" ребенок

"Одаренный" взрослый

Уверенн ость-неуверен

Рис. 2. Психосемантическое пространство социального восприятия одаренной личности представителями общества

При анализе полученного семантического пространства было выявлено, что в семантических зонах, образованных положительными полюсами факторов, располагаются все оцениваемые образы, воспринимающиеся в целом как уверенные и открытые. Они позитивно оценивают как обычного человека (и ребенка, и взрослого), так и человека одаренного (и ребенка, и взрослого). Можно сделать вывод о том, что все субъекты восприятия отличаются такими личностными качествами, как обычность, склонность к действиям и приспособленность, что в целом воспринимается обществом как уверенность и открытость.

Таким образом, становится очевидно, что восприятие одаренного человека и в обществе крайне мало отличается от восприятия обычного человека. Общество позитивно относится и к той, и к другой группе людей, видя и понимая значимость как ярких, отличных от других, одаренных людей, так и обычных, не выделяющихся из общей массы.

Литература

1. Клтемзнна А. В. Кризисы детской одаренности // Школьный психолог — 2002. — № 41. — С. 4-5.

2. Улыбина Е. В. Психология обыденного сознания. — М.: Смысл, 2001.

3. Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности//Вопросы психологии. — 1993.-№ 1.-С.32-39.

И. П. Попова*

Эта запись была опубликована - Вторник, Август 20th, 2013 - 2:02 пп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.