Социально-психологическая компетентность личности как основа взаимодействия в различных ситуациях

Социально-психологическая компетентность личности как основа взаимодействия в различных ситуациях

Социально-психологический подход к пониманию личности заключается в следующем — он объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологичес-кую структуру; позволяет диагностировать данную структуру личности и влиять на нее. В последнее время активно разрабатывается акмеологический подход к изучению личности (акме — вершина в развитии взрослого человека). Наибольший вклад в разработку данного понимания личности внесли такие психологи, как А. А. Бодалев, А. А. Днеркач, Н. В. Кузьмина и др. К. К. Платонов определял личность «как носителя сознания». Формирование личности в повседневности напрямую зависит от таких важных параметров, как социальные институты, экономические и общественные, в том числе семья, детские школьные учреждения, неформальные группы, общественные организации и др. Особое место становлении личности играют образовательные учреждения.

Традиционно проблема взаимодействия относится к одной из центральных в психологии. По мнению К. К. Платонова, категории «отражение» и «взаимодействие» должны рассматриваться как ключевые понятия психологии: «Есть все основания считать, что эти два понятия являются достаточными предпосылками того, чтобы все остальные понятия психологии и социальной психологии могли быть выведены из них. По крайней мере, эти два понятия: «отражение» (его форма «психическое отражение» и производные понятия: «отражаемое» и «отраженное») и «взаимодействие» — необходимы и достаточны для внесения ясности в обсуждаемую проблему»1.

* Инна Александровна Оплетина-аспирант, преподаватель кафедры социальной психологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

1 Платонов К. К. Личность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 73.

©И. А. Оплетина, 2008

Одним из важнейших навыков взаимодействия безусловно является социально-психологическая компетентность личности. Она помогает ориентироваться в любой повседневной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей. Антиподом социально-психологической компетентности является некомпетентность, неграмотность, невежество, суеверие, мистика, оторванная от жизни фантазия.

Социально-психологическая компетентность явление многомерное, условно можно выделить два вида: профессиональная компетентность и житейская. Житейская социально-психологическая компетентность — это результат повседневной жизни личности, ее адаптации к конкретным условиям, когда быть на высоте в вопросах общения заставляет жизнь. Социально-психологическая компетентность в нормальном обществе безусловно несет выгоду, потому так высоко ценятся вежливая манера обращения, улыбка, культура общения и навыки выхода из трудных ситуаций взаимодействия.

Коммуникативная компетентность личности, по мнению профессора Л. А. Петровской, — это эмпатическое свойство (сопереживание), знания о способах ориентации в различных ситуациях и свободное владение вербальными и невербальными средствами общения.

Профессиональная социально-психологическая компетентность складывается из научных картин мира и знаний в области общения. Социально-психологическая компетентность имеет особое значение для педагогов, психологов, врачей, сотрудников сферы услуг, социальных работников.

В последнее десятилетие в анализируемой проблематике внимание социальных психологов привлекают трудности общения в повседневных ситуциях и возможности их коррекции (О. А. Ани-симов, Г. И. Марасанов и др.). Так, А. Я. Анцупов среди большого разнообразия реальных ситуаций выделяет простые и трудные ситуации2.

2 Анцупов А. Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров ГАВС. 1992. С. 28.

 Бытийные ситуации рассматриваются как обширный класс ситуаций взаимодействия человека с окружающей его природной или техногенной средой, не связанных с его профессиональной деятельностью. Сюда же относятся и различные бытовые повседневные ситуации.

Коммуникативный аспект взаимоотношений предусматривает некий уровень взаимного доверия сторон. Это доверие определяет диапазон и полноту той информации, которую личность может доверить другому, и то, как она отнесется к информации, поступающей от этого другого. Данная сторона взаимоотношений несет в себе потенциал откровенности и уровень возможностей по разворачиванию коммуникации в ходе общения или совместной деятельности. Для оптимизации образовательного процесса в вузе и совершенствования взаимодействия между его субъектами в повседневных ситуациях необходимо ориентироваться на стратегию активной межличностной коммуникации; нацеленность субъектов межличностного взаимодействия на учебно-воспитательные задачи, включающие креативные компоненты и затрагивающие личные интересы; постоянный контроль эмоционального состояния; определенный уровень открытости и уважительное отношение к оппоненту. В основе реализации принципов межличностного взаимодействия в сложных педагогических ситуациях вуза должны лежать такие психологические механизмы, как согласование целей и интересов, рефлексия, стремление к взаимному доверию, эмпа-тия, обеспечение баланса ролей и статусов.

Т. В. Прикуль*

Эта запись была опубликована - Среда, Август 21st, 2013 - 6:02 пп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.