Развитие похоронного дела в России как показатель цивилизованности социума

Развитие похоронного дела в России как показатель цивилизованности социума

Похоронное дело можно рассматривать как отрасль хозяйства, включающую в себя деятельность по оказанию ритуальных, производственных, юридических и иных сопутствующих услуг, связанных с организацией и проведением похорон, а также созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения.

Период становления похоронного регламента в России относится к началу XVIII в. В 1710 г. в Петербурге было учреждено первое в стране городское кладбище за Выборгской стороной, за пределами города. Переполнение кладбищ при церквях и монастырях побудило Петра I в октябре 1723 г. издать указ, запрещавший захоронения внутри города всех лиц, кроме знатных персон1. Существовало семь разрядов похорон и, соответственно, мест захоронений. Связь государства с официальной господствующей религией — православием — определяла устройство кладбищ по конфессионально-национальному признаку: православные, армянские, еврейские, иноверческие, лютеранские, мусульманские, римско-католические. Управление кладбищами было сосредоточено в руках епархиальных ведомств и попечительств о бедных духовного звания.

* Илья Евгеньевич Левченко — канд. филос. наук, доцент кафедры теории и истории социологии УрГУ им. А. М. Горького (г. Екатеринбург).

1 Так начиналось похоронное дело… // Реквием. 2004. № 1 // http:// www.requiem.ru/project/

О И. Е.Левченко, 2008

Вопрос о введении кремации в дореволюционной России поднимался с конца 1880-х гг. Этой теме посвящались доклады, статьи в периодической печати и журналах, вопрос неоднократно ставился многими санитарными и общественными деятелями, в особенности в Петербурге, в связи с тяжелыми условиями минерализации на кладбищах. Законопроекты о введении кремации в России, подготовленные по инициативе Министерства внутренних дел в конце XIX и начале XX вв., обсуждались в Государственной Думе, но, наталкиваясь на непреодолимое сопротивление Синода, так и не обрели силы закона2.

Лишь декретом Совнаркома РСФСР «О кладбищах и похоронах» от 7 декабря 1918 г. в нашей стране впервые была разрешена кремация умерших. В декрете говорилось: «Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны. Деление на разряды, как мест погребения, так и похорон, уничтожаются». В результате, было покончено с сословными привилегиями в погребении; была отменена оплата мест на кладбищах. Декреты советской власти об отделении церкви от государства, о свободе вероисповедания превратили кладбище из религиозного учреждения в гражданское. Секуляризация и этатизация похоронного дела привела к созданию сети местных специализированных ритуальных предприятий. Серьезным испытанием их способности функционировать в условиях массовой гибели людей стала Великая Отечественная война.

Так, в период блокады Ленинграда смертность среди населения на почве истощения от голода, суровых холодов, болезней, обстрелов города резко возросла. Аппарат треста «Похоронное дело» оказался совершенно неподготовленным к проведению работ по захоронению в таких небывало больших масштабах. Поэтому, кроме работавших экскаваторов, на кладбищах города в феврале 1942 г. трудилось около 4 тыс. человек ежедневно3. Специальные команды МПВО и 4-го полка НКВД производили подрывные работы, от которых на кладбищах круглые сутки гремела канонада взрывов. Остальные бойцы, рабочие и служащие, привлеченные к работам в порядке трудповинности, после подрыва вручную рыли траншеи, укладывали в них покойников, вынимая их из гробов (так как захоронение в гробах занимало много места), зарывали траншеи. Тем не менее, мест для захоронений не хватало. Поэтому было принято решение об использовании для кремации трупов предприятий Ленинграда. До 1 января 1943 г. было кремировано 109 925 человек.

2              Левина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930-е годы. СПб., 1999. С. 100.

3              ЦГАСПб. Ф. 2076. Оп. 4. Д. 63. Л. 147-191 //http://www.veclmost.ru/

Плачевное состояние похоронного хозяйства в послевоенный период общеизвестно. Полное отсутствие специализированных залов для проведения гражданских панихид — проблема, характерная для большинства городов России. В 1980-х гг. в СССР по плану социально-экономического развития дома гражданских панихид или залы прощания планировалось построить во всех городах с населением более 500 тыс. чел. Перестройка, фактически, остановила программу их строительства. Построить похоронные дома удалось лишь в нескольких городах страны. Причем в 1980-х — начале 1990-х гг. существовало представление о том, что такие комплексы должны строиться на кладбищах, а сами дома для панихид являли собой монументальные сооружения из серого бетона4.

Огромное значение для развития похоронного дела в России имело принятие Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Ст. 9 закона гарантирует оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, которая может наделяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов.

Спустя четыре года Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу была утверждена Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в РФ (приказ № 3 от 10.01.2000 г.). Согласно инструкции, похоронное обслуживание должно обеспечивать выполнение следующих процессов: прием заказов на похороны и оформление соответствующих документов; предоставление и доставку похоронных принадлежностей по месту нахождения умерших; перевозку умерших из жилых зданий, больниц и военных госпиталей (из последних после патолого-анатомических исследований) в учреждения похоронного обслуживания и на кладбища; выполнение санитарно-гигиенических, парикмахерских и косметических услуг при подготовке умерших к похоронам; предпохоронное сохранение умерших; проведение траурных обрядов прощания и поминальных обедов; погребение и перезахоронение умерших (традиционное захоронение гроба в землю или захоронение останков после кремации); создание архитектурно-ландшафтной среды мест захоронения; производство и доставку похоронных принадлежностей, памятников, предметов похоронного ритуала.

4 Оболонский А. В. Консервативный синдром в советском массовом сознании//Общественные науки и современность. 1991.№3. С. 122.

Реализация нормативных актов сопряжена с множеством трудностей. Например, в Москве ежегодно умирают порядка 120 тыс. чел. Это 350-380 похорон в день. Пик работы — октябрь; вплоть до апреля спрос на ритуальные услуги плавно падает, достигая к лету минимума. В дневном цикле похоронных обрядов участвуют до 15 тыс. чел., сотни машин. Ежегодно хоронят по мусульманскому обряду 30 тыс. чел., по иудейскому — 15 тыс. В пределах и вокруг Москвы закрыты 67 кладбищ (возможно только подзахоронение), для обычных похорон работают только три5.

К сожалению, похоронное дело по-прежнему остается одной из самых криминализированных хозяйственных отраслей в России. На это неоднократно обращали внимание СМИ. Позитивные примеры успешного легального похоронного бизнеса единичны6. Вместе с тем, следует отметить, что заметно движение похоронного дела по пути цивилизованности: созданы профсоюз работников ритуальных служб и межрегиональная общественная организация «Корпорация руководителей похоронных предприятий». В Москве в Институте обрядовой культуры разработана специальная программа профессиональной переподготовки кадров для государственных и муниципальных органов, предприятий и учреждений различных организационно-правовых форм в соответствии с современными высокоэффективными технологиями и повышенным уровнем запросов населения.

Таким образом, похоронное дело, приносящее значительную прибыль во все времена и при всех политических режимах, в полной мере отражает противоречия социокультурного развития России. Степень его гуманизации в значительной мере зависит от уровня культуры общества в целом и профессиональной культуры сотрудников специализированных служб.

5              Брежнев А. Ритуальные услуги: Репортаж на печальную тему // Завтра. 2003. №20. С. 1.

6              Смирнова II. Похоронных дел мастер // Независимая газета. 2001. 3 июля. №11 (75).

Эта запись была опубликована - Вторник, Август 20th, 2013 - 12:38 пп в рубрике Раздел второй: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.