Психологическое содержание понятия «профессиональное здоровье» в России

Психологическое содержание понятия «профессиональное здоровье» в России

Пребывание в профессии составляет одну из самых продолжительных и главных дистанций в жизни человека. Вместе с тем, как показывают отечественные и зарубежные социологические исследования, среди всех сфер жизнедеятельности профессиональная оказывает самое сильное и далеко не всегда благоприятное влияние на здоровье человека.

В советской России при Институте мозга было организовано издание небольших по объему и рассчитанных на широкий круг читателей научно-популярных книг по различным вопросам общей гигиены и гигиены труда. Первая работа в этой серии была подготовлена профессором В. П. Кашкадановым (Кашкаданов В. П. 1926). В ней автор продемонстрировал, что здоровье работающего человека может быть обеспечено при соблюдении «общего порядка жизни», который предусматривает организацию правильного питания, соответствующие условия проживания, атмосферу семейных отношений, содержание профессиональной деятельности, досуг и так далее.

В двадцатых годах XX века шло становление управленческой науки в нашей стране. В числе прочих, предметом этой науки было профессиональное здоровье. Крупный исследователь научной организации труда Н. А. Витке, придавая большое значение трудовой мотивации, призывал наряду с элементарной охраной здоровья работников не уставать заботиться и о том, чтобы обстановка труда стимулировала рабочий процесс, а не угнетала его. Работник, по мнению Н. А. Витке, — это «биосоциальное существо», и поэтому для обеспечения необходимых условий гигиены его труда должны привлекаться соответствующие знания из физиологии, психологии и социологии.

* Наталья Владимировна Корнилова — аспирант 2-го курса факультета социальной психологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

©Н.В.Корнилова, 2008

В настоящее время проблема профессионального здоровья в России привлекает к себе все большее внимание специалистов. Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме профессионального становления личности, показывает, что теоретические построения в данной области, как и эмпирические исследования, имеют в науке самые различные аспекты и отражают разнообразие подходов и взглядов авторов на проблему профессионального здоровья. В настоящее время еще не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкладывать в понятие профессионального здоровья. На этот счет разными авторами высказываются определенные соображения. Их современное освещение в литературе представлено неполно и неравномерно. Каждый исследователь, занимающийся данной проблемой, дает свое понимание профессионального здоровья в зависимости от объекта и цели исследования.

Ключевой категорией нашего теоретического исследования является понятие «здоровье». Принятое ВОЗ определение здоровья гласит: «Здоровье — это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Очевидно, что понятийный аппарат концепции профессионального здоровья должен соответствовать общепринятому в медицине и психологии понятию «здоровье». У нас в стране, да и в большинстве цивилизованных стран, практически вся деятельность системы здравоохранения сдвинута в область патологии.

Сейчас насчитывается более 100 определений понятия «здоровье». Сущность понятия профессионального здоровья связана с понятиями более общего порядка — «здоровье» и «болезнь». На самом высоком уровне обобщения можно выделить два подхода к пониманию здоровья.

Первое трактует здоровье как отсутствие болезни. Болезнь же понимается как превышение нормы, которая, в свою очередь, понимается как видовая норма — физиологическая или психофизиологическая, общая и жестко заданная для всех (норма зрения, слуха и т. п.).

При другом подходе, под здоровьем понимается уровень активности субъекта, обеспечивающий беспрепятственную реализацию его личностного потенциала. В этом случае норму можно трактовать как некую относительную, условную границу, разделяющую средний, присущий большинству уровень активности, и крайние — максимальные и минимальные — показатели активности.

Такое понимание нормы боле характерно для ее психических составляющих, в отношении которых норма часто определяется исходя из нормального закона распределения случайных величин.

Продуктивной основой для анализа комплекса вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может стать предложенная Г. С. Никифоровым концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности (Никифоров Г. С. 1989, 1991, 1996). В основу ее положена идея сквозного психологического обеспечения профессиональной деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из нее.

За выбором профессии следует этап профессиональной подготовки. Организация такой подготовки обусловливается характером самой деятельности и основывается на анализе ее психологического содержания. Профессиональная подготовка обязательно включает в себя теоретическое обучение, направленное на формирование у обучаемого правильного понимания сущности предстоящей деятельности и усвоение ими необходимых знаний. Теоретическое обучение сопровождается или сменяется практической подготовкой, то есть процессом тренировки, нацеленным на формирование у обучаемого необходимой системы профессиональных умений и навыков.

На надежность человека, приступившего к регулярной профессиональной деятельности после подготовки и первичной адаптации, будут оказывать влияние различные факторы. Наиболее важные из них: трудовая мотивация, функциональные состояния, психологический климат в коллективе, психогигиенические факторы (режим труда и отдыха, организация рабочего места, обеспечение эстетических условий труда, учет факторов физической среды и др.).

Основу надежности личности, включенной в профессиональную деятельность, составляют определенные черты характера (самоконтроль, ответственность, чувство долга, дисциплинированность, самооценка, воля и самообладание) и уровень ее нравственности (профессиональная честность и гордость, моральная ответственность перед людьми, нравственный самоконтроль личности) (Никифоров Г. С. 1996).

Описанные компоненты профессионального здоровья можно распределить по трем уровням.

Базовый уровень, включающий: личностный адаптационный потенциал (запас адаптивности), профессиональную адаптацию, функциональные возможности.

Индивидуальный уровень, включающий: способность сохранять психическое равновесие в изменяющихся условиях (психическая устойчивость), поведенческую регуляцию, компенсаторные и защитные механизмы.

Высший уровень, включающий в себя: профессиональную работоспособность, надежность профессиональной деятельности, профессиональную идентичность, социальную активность личности; моральную надежность.

Литература

\.ДеркачА. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — Кн. 1-5.

2. Панкратов В. П. Саморегуляция психического здоровья: практическое руководство. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

3. Секач М. Ф., Шевченко В. Г. Психология здоровья руководителя и организационная безопасность: Монография: В 2 т. — Тула: Гриф и К, 2007. — Т. 2.

И. Г. Шевелёва*

Эта запись была опубликована - Среда, Август 21st, 2013 - 10:12 дп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.