Профессиональные качества психолога в современной России

Профессиональные качества психолога в современной России

Современная Россия характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. В социально-политической реальности они сопровождаются кардинальной ломкой стереотипов в сознании, деятельности, образе жизни населения. Преобразования затрагивают всех без исключения людей и, прежде всего, тех, кто включен в различные системы труда. Процессы демократизации общества, социально-экономические изменения, происходящие в нем, растущий интерес к проблемам человека требуют подготовки специалистов, способных оказывать реальную помощь в условиях профессионального труда, жизни и экстремальных ситуациях, характерных для стремительного, динамического обновления общества. В частности, человек, находясь на государственной службе, более чем где-либо подвергается все возрастающему воздействию информационных, социально-психо-логических и иных факторов, которые создают нагрузки и перегрузки когнитивного, эмоционального, коммуникативного и интерактивного характера. Помочь в этих условиях могут в первую очередь квалифицированные психологи.

Повышенное внимание к подготовке профессиональных психологов также обусловлено потребностью современного общества продуктивно решать проблемы в сферах образования, производства, управленческого труда, бизнеса, во всех областях повседневной жизни.

Для выявления принципов личностно-профессионального развития практического психолога в вузе важно исходить из того, что они отражают те существенные признаки его целостного образа, которые детерминируются, с одной стороны, его индивидуальностью, а с другой стороны, окружающей реальностью. Учитывая, что на этапе его подготовки такая реальность в большей степени представлена образовательной средой вуза, будет правильным выделить хотя бы три уровня восхождения к личностно-профессио-нальному совершенству. Первый состоит в профессиональном самоопределении и выборе профессии, второй выражается в приведении личностно-профессиональных качеств в соответствие с требованиями профессии. И, наконец, третий уровень выражается в достижении совершенства в личностно-профессиональном развитии, когда практический психолог способен на академическом уровне свои знания и опыт передавать тем, кто избрал эту профессию. Следовательно, личностно-профессиональное развитие психолога в вузе выдвигает своей целью достижение соответствия практического психолога избранной профессии.

 

* Наталья Николаевна Петяк — аспирант факультета социальной психологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

ОН. Н. Петяк, 2008

При выпуске из вуза студенты должны соответствовать квалификационным требованиям будущего практического психолога. При выпуске из вуза психолог в личностно-профессиональной сформированное™ обязательно имеет признаки профессионального сознания: стремление самому независимо от других организовывать свою жизнь, необремененность погоней за символами статуса, самодостаточность, самоорганизованность и служение самому себе в большей степени, чем другим при соответствующем вознаграждении труда, разумный риск вместо боязливой оглядки на иерархические нормы.

«Я-образ» включает ряд элементов, которые составляют так называемое профессиональное сознание. В общем виде и очень сокращенно структуру профессионального самосознания Е. А. Климов характеризует следующими положениями: сознание своей принадлежности к профессиональной общности; знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей» и на «шкале» общественных положений; знание человека о степени его признания в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе; представления о себе и своей работе в будущем.

А. Климов уверен, что профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции («отдачу»), но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние функции. К этим внутренним функциям он относит и построение образа будущего результата деятельности, и некоторое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата, и эмоциональную предна-стройку к работе, и общее сознание защищенности в обществе, уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворенность ситуацией в семье, и многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще. Следовательно, самосознание психолога можно представить как целостную оценку самого себя как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности в измерениях избранной профессии. Правомерно утверждение В. Г. Каташева о том, что профессиональное самосознание следует рассматривать как часть самосознания, которое включает осознание психологом своей физиологии, психики, умственного и физического развития, понимание требований профессии и адекватное соотнесение себя с конкретными профессиональными требованиями. Система ЛПРП в вузе закономерно предполагает формирование в числе личностно-профессиональных качеств системообразующую характеристику психолога — его профессиональное самосознание.

На характер профессионального плана будущего психолога существенно влияет образ избранной профессии. В процессе лично-стно-профессиональнош развития в вузе он существенно изменяется. В научной литературе недостаточно освещены вопросы, касающиеся представлений человека об избранной профессии и динамики образа профе ссии во время обучения в учебных заведениях. Практически не разработан вопрос о влиянии образа профессии на формирование будущего специалиста, хотя учет этого фактора имеет большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Эти представления существуют не изолированно, а в контексте знаний человека о мире профессии и занимают в нем довольно устойчивое положение. Общепризнанно, что совокупность адекватных представлений о мире профессий является важным условием планирования трудовой жизни и ее реализации (на этом положении основано профессиональное просвещение молодежи, родителей, педагогов, составляющее существенное звено профориентационной работы).

Знания о мире труда, о своей профессии включают знания не то лью о трудовых процессах, предметах, орудиях и условиях труда, но и о людях, относящихся к профессиональным общностям. ЛПРП в вузе — это, в частности, процесс вхождения человека в профессиональную общность, и в этом смысле есть основания утверждать именно о приобщении его к профессии.

Представления формирующегося профессионала о его профессии претерпевают существенные преобразования по мере реального приобщения к ней. В вузе важно изучать особенности представления студентов о профессионально значимых качествах практического психолога и особенности самооценки и выраженности профессионально значимых качеств у них; обогащать и развивать более адекватные представления о профессии психолога и о самом себе; обеспечивать переориентацию студентов старших курсов только на узкоспециальные и в некоторой степени на организационные качества; системно развивать нравственные качества и целостное представление о профессии. Иначе говоря, требуется в плане профессиональном обеспечивать знание о содержании, организации и условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к будущему психологу.

Ведущим личностно-профессиональным качеством психолога выступает способность понять человека в целом как индивида, личность, субъекта труда и жизни и неповторимую индивидуальность. Оно является определяющим, а методический арсенал -лишь вспомогательным средством, инструментарием.

Среди общих личностно-профессиональных качеств психолога особое значение имеют: на психофизиологическом уровне — эмоциональная устойчивость, выдержка, спокойствие, способность реально взвешивать обстановку, устойчивость к стрессу, сильный тип нервной системы; на интеллектуальном уровне — научно-гуманистическое мировоззрение, логичность мышления, четкое представление о сложности и противоречивости природы психики и поведения человека; творчество, проницательность, аналитичность и прогностичность; на личностном уровне — направленность на другого, профессиональная мотивированность, активность, коммуникабельность и великодушие к людям, любезность, тактичность и дипломатичность в общении, подчинение своих интересов интересам другого и группы, нравственность, добросовестность, ответственность, смелость в решении практических вопросов и др.

Эффективность деятельности психолога во многом зависит от того, какой у него уровень профессионализма, каковы его личностные характеристики.

Литература

1.            Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.-288 с.

2.            Климов Е. А. Психология профессионализма. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.

3.            Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учеб. пособие. — М.: Московский психолош-социальный институт: Флинта, 2003. — 320 с.

Н. В. Корнилова*

Эта запись была опубликована - Среда, Август 21st, 2013 - 11:23 дп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.