Проблемы моральной и нравственной идентификации в постсоциалистической России

Проблемы моральной и нравственной идентификации в постсоциалистической России

Кардиальные изменения в политической и экономической жизни постсоциалистической жизни России не могут не вызывать соответствующие изменения в моральной и нравственной культурах. Это, в свою очередь, актуализирует и проблематизирует моральную и нравственную идентификацию как на социальном, так и на индивидуальном уровне.

Происходящая в современной России капитализация экономики существенно меняет мировоззренческие ценностные приоритеты. Сложность ситуации усугубляется тем, что нет исторического прецедента перехода от социализма к капитализму в таких глобальных масштабах.

Теоретическая трудность обоснования специфики моральной и нравственной идентификации объясняется не только весьма сложным и противоречивым социальным контекстом, но и сохраняющейся в современной этике дискуссионностью по поводу различий морали и нравственности.

Авторская версия данных тезисов состоит в том, что мораль и нравственность и соответствующие им виды идентификации не тождественны друг другу, специфичны и могут различаться вплоть до конфликта.

Мораль — специфический вид социальной регуляции и хранительница общности. Каждая общность вырабатывает свою мораль как внутреннюю консолидирующую силу. Мораль характеризуется высоким потенциалом апологии тех социумов, хранительницей которых она является. Поэтому специфика моральной идентификации состоит не только в адаптации социумов к меняющимся жизненным условиям, а индивидов — к меняющимся социумам, но и в оправдании происходящего. Мораль способна не только оправдывать, но и героизировать, например, убийство, если оно в определенный момент войны защищает и сохраняет социум.

* Нонна Константиновна Эйнгорн — канд. филос. наук, профессор кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры философского факультета УрГУ им. А. М. Горького (г. Екатеринбург).

ОН. К. Эйнгорн, 2008

С позиции нравственности, как духовно-практического способа освоения человеком мира, всякое убийство — зло. И призыв Л. Н. Толстого «Не убий никого» — это призыв с позиции нравственности. Это иная точка отсчета, иная универсалия. Если мораль -универсалия социального и индивидуального бытия, то нравственность, в определенном смысле, надсоциальна, надиндивидуальна, она представляет собой «родовой дух» (Гегель).

Моральная идентификация в современной России характеризуется все большим смещением ценностных доминант от системы моральных принципов социализма к системе моральных принципов капитализма и необходимостью социального и индивидуального морального выбора оптимального варианта ценностей. Это порождает необходимость мировоззренческого компромисса, специфической культуры мировоззренческой толерантности, мировоззренческой мудрости.

Для этого необходимо помнить, не предавать поспешно забвению прежнюю систему моральных ценностей, так как это часть российской истории, российской культуры, в буквальном смысле выстраданная советским народом. Это ценности жизни наших родителей и прародителей. В то же время жизнь диктует новые ценностные приоритеты, не учитывая которые, не следуя которым можно быстро оказаться на обочине жизни.

Успешность современной моральной идентификации в российских условиях определяется необходимостью интеграции положительного, жизнеопределяющего в прежней и новой системе ценностей и нейтрализации отрицательного. Например, оппозиция коллективизм — индивидуализм. Плюс коллективизма во взаимодополнении, взаимоусилении, взаимопомощи. Минус коллективизма -возможное нивелирование личностно-индивидуальных качеств, поглощение индивидуального социальным. Плюс индивидуализма -активизация всевозможных само-: саморегуляция, самоутверждение, самоконтроль и т. д. Минус индивидуализма — нарастание обособления, распад социальных связей, опасность тотальной десоциализации.

В настоящее время необходимость конкурентоспособности, успешности приводит к активной замене индивидуальной предпринимательской культуры корпоративной культурой, основанной на принципе солидарности, этике нейтралитета, на принципе «прибыль дороже всего, но честь превыше прибыли», и т. д.

Современная моральная идентификация состоит в своеобразном поиске «золотой середины» между альтруизмом — эгоизмом, бескорыстием — утилитаризмом и прагматизмом, социальной активностью — квиетизмом и эскапизмом, оптимизмом — пессимизмом.

Специфика нравственной идентификации в современной России характеризуется необходимостью нравственного выбора между активно возвращающейся в нашу жизнь теистически религиозной духовно-нравственной культурой и сохраняющейся светской духовно-нравственной культурой. Исторически сформировавшиеся инварианты духовно-нравственной культуры: Истина, Добро, Красота, София, Вера, Надежда, Любовь. Различие религиозной и нерелигиозной нравственности в том, что религиозная — теоцентрична, а нерелигиозная — антропоцентрична. Сложность современной нравственной идентификации состоит в том, что существуют не только теистическая и атеистическая нравственные культуры, но и атеизм. Атеизм — воинствующее и агрессивное отрицание бога и не менее воинственное и агрессивное отношение к верящим в бога. Это деструктивная мировоззренческая позиция, которая является, по сути, антикультурой. Атеизм — толерантное отношение к идее существование бога и толерантность к верящим в бога. Он лишен фанатизма, воинственности, агрессии. Поэтому атеизм -это специфическое свойство духовно-нравственной культуры, которую можно назвать универсальной.

Трудность современной нравственной идентификации, нравственного выбора состоит в том, что религиозные ценности сегодня официально активно пропагандируются, поощряются, культивируются. Важно, чтобы это не происходило за счет вытеснения универсальных духовно-нравственных ценностей. У каждого должно быть право на свой моральный и духовный выбор. Это — важнейшее условие сознательной и конструктивной моральной и нравственной идентификации в современной России.

И. М. Лисовец*

Эта запись была опубликована - Четверг, Август 22nd, 2013 - 6:48 пп в рубрике Раздел первый: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.