Особенности развития байкерской культуры в России

Особенности развития байкерской культуры в России

Байкерское движение1 — это не только гонки на мотоциклах, как представляют себе обыватели, это образ жизни, достаточно жесткий, регламентируемый неписаными законами поведения и кодексом чести. Это постоянная среда общения, определенный круг интересов, стиль поведения, одежды, слэнг. Это необходимый уровень знаний в области техники, кино, литературы, потому что из них байкеры черпают в значительной степени многое, что переносят в свой реальный мир.

Зародившись далеко от России, в США, это движение, будучи перенесенным на нашу почву, в условиях нашей действительности ассимилировалось, приобрело национальные черты, проросло корнями в русскую действительность и пропиталось русской национальной идеологией, не утратив при этом своей интернациональности. Об этом свидетельствуют постоянные и тесные контакты байкеров с их собратьями не только из стран СНГ, но и из дальнего зарубежья Восточной и Западной Европы, США, регулярные встречи, совместные акции, такие, например, как ежегодные московские «Байк-шоу», на которые съезжаются байкеры со всей Москвы и Подмосковья, всего постсоветского пространства, а также гости из-за рубежа. Это зрелище становится демонстрацией силы, ловкости молодежи (при этом не только юношей, но и девушек), показ гражданственности, патриотизма и интернационализма.

Московская молодежная субкультура байкеров пережила два периода подъемов: первый — в конце 1970-х — начале 1980-х гг., второй — в 1990-х гг. Московский байк-клуб «Ночные волки», который бессменно на протяжении многих лет возглавляет знаменитый «Хирург», самый первый, самый известный и самый большой по численности в России.

* Анастасия Викторовна Гаук — ст. преподаватель кафедры социологии и СТУ УГТУ-УПИ (г. Екатеринбург).

1 Байкеры (от англ. Bicycle — сокр. bike) — мотоциклисты.

О А. В. Гаук, 2008

К концу 1990-х гг. в Москве насчитывается около трех тысяч байкеров и еще примерно около 10-15 тыс. юношей и девушек «околобайкеровсюй тусовки», с большим или меньшим постоянством участвующих в развитии этой субкультуры, тех или иных акциях, постоянно бывающих в местах досуга, на концертных программах, в барах и клубах байкеров. Тогда же, в конце 1990-х, участники субкультуры осознали, что главная проблема — выбор пути развития. То есть, будет ли субкультура организована по принципу иерархии или нет, и как будут осуществляться властные полномочия.

Подавляющее большинство ныне существующих мотоклубов, несмотря на их заявления, ведут свою реальную историю с юнца 1990-х годов. К тому времени численность людей, принадлежащих, так или иначе, к мотоциклетной субкультуре, увеличилась: в банке данных журнала «Мото» в 2001 г. было зарегистрировано 104 мотообъединения из 38 регионов России. Расширился социальный состав; в 2005 году зарегистрировано 192 мотообъединения в 58 округов; 2007 год — 268 мотообъединений в 66 округах.

Субкультура отечественных байкеров может показаться крайне жестокой, но так как она существует в российском обществе, то и в ней жестоюсть законов смягчается их невыполнением. При явной вторичности по отношению к американской байкерской субкультуре, российская субкультура имеет ряд отличий.

Уровень внутриструктурного «правосознания» среди российских байкеров ниже, чем у заокеанских коллег. Подсознательно все — от «суппортов» до президентов — фривольно относятся к нормам уставов, многие плохо знают их содержание, и у всех размыты представления об их правах и обязанностях. Уровень криминала в российской байкерской субкультуре принципиально ниже, чем в США. Представители клубов являются владельцами мотомагазинов, тату-салонов, баров, клубов; зачастую часть доходов от этой деятельности идет в казну клуба. Есть тенденция среди бай-керских клубов патронировать школы и детские дома. В клубе объявляется акция по сбору средств для детей, после чего все собранные деньги, вещи, игрушки отправляются в детские дома и школы. Так, екатеринбургский клуб «Черные ножи» ведет патронаж над одним из детских домов.

Но, несмотря на отличия, участники российской байкерской субкультуры обладают таким же архаическим мышлением, как и байкеры США и Западной Европы. Организация пространства, иерархическая структура, представление о власти и ее осуществлении — сугубо архетипические. Деление людей по принципу «мы» -«они», три степени участия, круговая порука, деление пространства на «чужое» и «наше», профанное и сакральное, — это яркие проявления наиболее распространенных архетипов. Более того, даже историю субкультуры, которая насчитывает всего около полутора десятков лет, уже пытались «поправить» и «правильно истолковать».

О. Ю. Балеевских*

Эта запись была опубликована - Вторник, Август 20th, 2013 - 2:20 пп в рубрике Раздел первый: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.