«Общность истории России» и «общность интересов» как основания социальной идентификации

«Общность истории России» и «общность интересов» как основания социальной идентификации

Социальная природа человека приводит к возникновению групп, формирующих общие жизненные ценности и обеспечивающих социально-психологическую безопасность ее представителей и отношения, возникающие на основании дифференцирующего принципа «мы» и «они». Одновременная включенность индивида в большое число социальных групп разного масштаба и ранга многосторонне опосредует его отношения с миром. В соответствии с гипотезой С. Московичи, сознание субъекта формируется по типу идентификационной матрицы, основу которой составляет множество групповых принадлежностей или идентич-ностей: общечеловеческая, гражданская, этническая, профессиональная, половая, религиозная и др. Таким образом, социальное пространство можно представить в виде многомерного пространства социальных позиций, формирующих социальную систему общества в конкретный исторический период, характеризующийся определенными социально-экономическими и политическими условиями, задающими, в свою очередь, систему ценностных координат для возникновения чувства общности с социумом у каждого отдельно взятого индивида, выстраивающего свою позицию в социальном мире.

Длительное время Россия находилась в условиях экономического и социально-политического кризиса, приведшего к социальному отчуждению личности, ослаблению идентификации со многими социальными группами и обществом в целом и кризису групповой идентичности.

Динамизм социальных изменений в России, породивший значительные трансформации социальной структуры, не мог не привести к активному поиску социальных идентичностей, созвучных переживаемому историческому моменту. И так как в идентификационной матрице в каждый исторический период представлены именно те социальные группы, принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для данного социума, то исследование ее устройства может дать ответ на вопрос о когнитивной структуре, определяющей место индивида в социуме, и спрогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые им ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки.

* Евгения Викторовна Федорова — канд. психол. наук, доцент факультета социальной психологии, завлабораторией психологического практикума Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

©Е.В.Федорова, 2008

С целью выявления основных социальных идентичностей, образующих идентификационную матрицу на современном историческом отрезке российской действительности, было проведено пилотажное эмпирическое исследование, в ходе которого испытуемым предлагалось ответить на вопрос: «Скажите, пожалуйста, насколько часто в своей обычной жизни Вы ощущаете общность интересов, целей с представителями следующих групп: "горожане", "граждане своей страны", "друзья", "европейцы", "единомышленники", "коллеги", "люди вашего возраста", "люди вашего достатка", "люди вашей национальности", "люди вашей профессии", "люди вашей религии", "представители местного сообщества", "россияне", "семья", "советские люди", "соседи", "люди вашего пола", "человечество". Оцените степень общности по 10-балльной шкале».

Всего в исследовании приняло участие 150 человек. Выборка была уравновешена по полу, возрасту и уровню образования.

В результате факторного анализа, проведенного по методу главных компонент, было выделено два главных фактора, определяющих основные полюса идентификационной матрицы.

В первый фактор вошли такие группы (в порядке убывания значимости), как «россияне», «советские люди», «граждане своей страны», «представители местного сообщества», «соседи». В наибольшей степени этим группам противостоит группа «люди вашей профессии».

Второй фактор составили такие группы, как «люди вашего достатка», «единомышленники», «люди вашей профессии», «друзья», «коллеги». В наибольшей степени этим группам противостоит группа «представители местного сообщества».

Полученные результаты позволяют высказать следующие предположения:

1. Ведущим основанием идентификационной матрицы на современном этапе стал фактор политико-гражданственной активности, связывающей в единое целое прошлое и настоящее России и имеющей в основании территориальное сообщество. Это идентификационное основание отражает социальную консолидацию по принципу «общности истории и судьбы государства».

2.            Второй полюс идентификационной матрицы представлен фактором профессиональной активности, характеризующей место человека в социальной структуре общества. Это идентификационное основание отражает социальную дифференциацию по принципу «общности интересов».

3.            Данная идентификационная матрица отражает равновесие между чувством общности с представителями как больших, «виртуальных» групп, так и с представителями малых, «конкретных» групп, между процессами социальной консолидации и дифференциации, что свидетельствует о стабильности социальных позиций в социальном пространстве и устойчивости социума в исследуемый период.

Учитывая характер проведенного исследования, выводы носят предварительный характер и, скорее, задают вектор анализа и ставят вопросы, чем дают готовые ответы об особенностях социальной идентификации в современной России.

А. О. Коптелов*

Эта запись была опубликована - Четверг, Август 22nd, 2013 - 8:44 дп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.