Образ России как фактор социально-психологической реальности

Образ России как фактор социально-политической реальности: закономерности, восприятие, управление К. С. Романова*

Образ России как фактор социально-психологической реальности

Существование и развитие образа России имеет как минимум две стороны: внешнюю, создаваемую иностранцами, и внутреннею, которую формирует российское общество для понимания себя самого и демонстрации себя другим. Образ может быть реальным (материальным или идеальным) и виртуальным. Реальный образ — это тот, который осознается людьми как объективное отражение их повседневной жизни и имеет в обыденном языке адекватные конструкции осмысления и описания. Относительно его сформулированы стереотипы представлений (существо, смыслы, оценки). Сюда же можно отнести идеальные и эмоциональные образы России, нашедшие свое отражение в живописи, поэзии, художественной литературе. Эмоциональные образы России — это те, которые понятийно не оформлены, есть только самое общее указание на них. Они, как правило, основаны на чувствах и ощущаются как страхи, фобии, обида, тоска, ностальгия и др. Виртуальный или индуцированный образ существует вне повседневной жизни подавляющего большинства населения, он конструируется социально-культурными источниками Рунета и СМИ. Его интерпретация складывается скорее не под влиянием объективной информации, а под влиянием домыслов, слухов, мифов, отражающих определенные интересы заинтересованных акторов в лице персон или социальных групп.

Правда о России тем более важна, потому что ей приходится пробивать дорогу через мощный барьер лжи и дезинформации, воздвигаемый, с одной стороны, буржуазной прессой и другими средствами массовой коммуникации, включая кино, а с другой стороны, желтой прессой и продажными СМИ внутри страны, которые в рыночных условиях также обуржуазились, потеряв честь и совесть. Можно ли создавать реальный образ России, не любя ее и не видя в ней самой, в ее народе особой ценности?

* Кира Степановна Романова — канд. филос. наук, доцент, ст. научный сотрудник Института философии и права УрО РАН (г. Екатеринбург).

О К. С. Романова, 2008

Чрезвычайно распространенное и у нас, и на Западе представление о русском национальном характере как о характере крайности и бескомпромиссности, «загадочности» и непредсказуемости, во всем доходящем до пределов возможного и невозможного (дикого или недоброго), связаны с особым жанром криминальной литературы, особыми жанрами искусства и т. д. Да и реальный образ жизни и поведения «новых русских», которым доступен, в первую очередь экономически, любой уголок земли, подтверждает это. «Новые русские» удивляют мир своей «разгульностью», необузданностью желаний и возможностей. Чего стоят выезды наших олигархов в Куршевель, Свинг-Мориц и другие места, скандалы, которые приобрели мировую известность.

Национальное бесконечно богато. По-настоящему образ России — это не только Москва, Санкт-Петербург и ряд городов мил-лиоников, это Восточно-Европейская равнина и Сибирь, суровый Север и горный Юг. Российская природа, такая разнообразная и богатая, явилась условием формирования различных человеских качеств, что нашло отражение в российской ментальности. Кровь людей, живущих в России, настолько перемешана, что сложно найти свои «чистые» этнические корни. Это означает, что толерантность, терпимость заложена в российских народах на генетическом уровне и обусловливает их душевную широту, способность принять иную культуру, иначе страна не просуществовала бы столько веков. Поэтому можно сказать, что образ России калейдоскопичен. Каждый может увидеть определенный разворот и интересующую его грань. Однако целостный образ России проявляется в критические моменты истории, когда мобилизуются и появляются социально значимые качества не отдельно взятых групп или персон, а именно народа, как массовидного явления.

Современный образ России нельзя назвать ни стабильным, ни внутренне целостным и органичным. Исторический образ России имманентно включает в себя ценности и пороки Российской империи (монархизм, православие, соборность), Советского Союза (энтузиазм, коллективизм, героизм в Великой Отечественной Войне, освоение космоса и др.), идеалы российского традиционализма и радикальной общественной информации. К этому еще следует добавить наличие внутри русской культуры многовекового спора «западников» и «почвенников», определяющих стратегическую направленность развития страны.

Политическая элита и властные структуры приспосабливают составляющие элементы единого образа России к реализации своих интересов, к текущим политическим запросам, делая их предметом политических манипуляций. Исследование и реконструкция образа России в сфере международных отношений сказываются на эволюции внешнеполитического курса по отношению к стране. Различные, зачастую диаметрально противоположные взгляды политиков и аналитиков на экономические реформы, на политическую систему, на политику России в отношении Запада и Востока, возрождающейся военной мощи России, служат основанием для многогранного, но внутренне противоречивого образа России.

В реальной действительности необходимо отделить социально-психологический образ России от политического (имиджевого, который конструируется имиджевой политикой и публичной дипломатией) . Как справедливо заметил В. Кононенко, «за имиджевой задачей, которую так упорно пытается решить российская власть, на самом деле скрывается более глубокая проблема. Заключается она не в том, как сформировать привлекательный образ России, а в том, как сделать саму Россию привлекательной» [.Кононенко В. Создать образ России? // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. № 2. С. 201]. На первый план в этом случае выходит восприятие образа России в самой России, насколько этот образ наполнен смыслом, способным объяснить прошлое, указать дорогу в будущее. Отражением такого образа является мироощущение людей, наличие или отсутствие осмысленности своей жизни и жизни страны, проявление этой жизни в актуальных культурных ценностях и общественных идеалах, переживание чувства гордости за страну и свою принадлежность к ней (патриотизм).

При этом есть еще один объективный социально-психологический фактор, говорящий в пользу образа России. Никто не оспорит, что русская «экспансия», связанная с несколькими историческими волнами миграции, существенно оплодотворила интеллектуальную литературную, художественную и научную жизнь Запада, внеся в нее русскую мятущуюся душу, острый ум, «умелые руки», могущие «подковать блоху», и многое другое, обозначенное понятием «русская ментальность» и отражающее многовековую, самобытную российскую культуру.

Однако реальность, связанная с логикой самооценки российской культуры в контексте истории, такова, что даже все созидательное, великое, нравственно ценное, созданное предшествующими поколениями, подвергается радикальной переоценке, которая разрушает преемственность культурных ценностей. Не случайно про Россию говорят, что это страна с непредсказуемым прошлым. Такое нравственное самоунижение страны и народа, представители которого наделяются пошлым определением «совок», не может не разрушать целостного и привлекательного образа России.

Существует противостояние внутри страны, между «мы» (властная элита) и «они» (электорат), у каждой группы свой образ России, который люди своей жизнью как создают, так и разрушают. Пока не будет достигнуто в поступательном развитии России единство исторических целей, единство народа и власти, как формы служения ему, не будет создано России, привлекательной для всех. Останется открытым вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»

А. А. Белоусова*, А. В. Скорняков**

Эта запись была опубликована - Четверг, Август 22nd, 2013 - 12:25 пп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.