О некоторых аспектах реализации права на свободу совести

О некоторых аспектах реализации права на свободу совести

Статья 2 Конституции РФ закрепляет положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. В категорию основных и абсолютных прав и свобод человека входит на полном основании свобода совести. При всей кажущейся простоте, свобода совести — понятие сложное и многогранное. На протяжении многих веков философы и юристы давали собственное толкование свободы совести, что говорит о значимости ее как теоретического, так и практического проявления. На современном этапе интерес к свободе совести также не спадает, и исследователи пытаются найти новые грани интерпретации данного понятия. Так, А. Пче-линцев1 предлагает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах.

* Инара Далшровна Ягофарова — канд. юрид. наук, доцент Уральского института коммерции и права (г Екатеринбург).

1 http://www.regnum.ru/news

©И. Д. Ягофарова, 2008

 Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле — это конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести, то есть это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из указанных актов, принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования. Субъективное право на свободу совести -гарантированная законом мера возможного (дозволенного, разрешенного) поведения гражданина в рамках указанной системы (человек — религия — религиозное объединение — государство), очерчивающая юридические рамки индивидуальной свободы личности. Такое понимание является часто используемым с точки зрения объективного и субъективного права. Другие авторы рассматривают свободу совести с точки зрения ее составляющих. К примеру, М. Г. Кириченко2 усматривал в содержании свободы совести десять элементов: право граждан исповедовать любую религию; право не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом; свободное отправление религиозных культов, поскольку оно не нарушает общественного порядка и не сопровождается посягательством на личность, честь и достоинство граждан; недопустимость административного принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии; недопустимость культивирования вражды или ненависти в связи с религиозными верованиями; невмешательство государства в дела религии и невмешательство церкви и религиозных организаций в дела государства на основе полного отделения церкви от государства; светский характер всей государственной системы народного образования на основе полного отделения школы от церкви. Существуют различные аспекты понимания свободы совести, что еще раз подтверждает значимость и многогранность явления. Ее особое значение обусловлено тем, что наше общество является много конфессиональным, так как в Российской Федерации действуют, по последним данным, более 23 тысяч религиозных организаций шестидесяти различных направлений. Кроме того, в настоящее время религия является важным компонентом культурной жизни нашего государства. Действительно, можно говорить о том, что религиозные организации играют заметную позитивную роль в общественной и культурной жизни. Они активно и успешно занимаются социальной, благотворительной, миротворческой, культурно-просветительской, образовательной, издательской и хозяйственной деятельностью. Эти усилия способствуют сдерживанию натиска аморальности, защите общечеловеческих норм и ценностей, нравственному оздоровлению общества. Однако не следует забывать и об оборотной стороне их деятельности: достаточно вспомнить недавнюю ситуацию в Пензенской области, когда под землю ушла группа верующих ожидать «конца света». И такие случаи происходят все чаще, что заставляет задуматься о нравственности деятельности некоторых религиозных группировок.

2 КириченкоМ. Г. Свобода совести в СССР. М. 1985. С. 11-12.

В понятии «свобода совести» пересекаются интересы государства и религиозных объединений. В статье 14 Конституции Российской Федерации провозглашен принцип светскости, означающий недопущение какого-либо участия религиозных конфессий в политической деятельности. Вместе с тем, государство и религиозные объединения вовлекают друг друга в решение ряда социальных и политических проблем. Так, к примеру, учитывая остроту и глубину социальных проблем российского общества, религиозные объединения в последние годы уделяют особое внимание поддержке наиболее уязвимых слоев населения. Свое место и роль в разрешении этих проблем, формы возможного сотрудничества с государством и обществом религиозные организации указывают в ряде программных документов. Речь идет, прежде всего, о тех из них, где раскрываются основания, цели и задачи социальной деятельности: «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (2000 г.), «Основные положения социальной программы российских мусульман» (2001 г.), «Основы социальной концепции Российского объединенного союза христиан веры евангельской» (2002 г.), «Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России» (2002 г.), «Социальная позиция протестантских церквей» (2003 г.). Разумеется, в этом можно усмотреть как положительные, так и негативные моменты, но все же на практике не всегда соблюдаются такие принципы свободы совести, как отделение церкви от государства и школы от церкви, равенство всех религий. Проблемы реализации права на свободу совести проявляются и в том, что этот вопрос чаще всего рассматривается в сфере публично-правовых отношений, а не как элемент частной жизни гражданина. Чаще всего, в этой связи обсуждается проблема присутствия религии в школе. Есть основания полагать, что, несмотря на утверждения о том, что курс «Основ православной культуры» носит культурологический характер, он носит характер религиозного обучения. Особенно четко эта проблема проявляется в Белгородской области, так как там граждане, не желающие обучать своих детей ОПК по тем или иным соображениям, связанным с религией, могут избежать этого только ценой переезда из региона. Подобная ситуация является полным нарушением права свободы выбора человеком религиозного направления и одновременно проявлением дискриминации граждан иных вероисповеданий.

В настоящее время отсутствует целостное представление о месте и роли государства в сфере реализации свободы вероисповедания и в целом свободы совести. Отмеченные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что реализация и соблюдение демократических принципов свободы совести требует формирования оптимальных для России организационно-правовых форм отношений между государством и религиозными структурами. И это должно быть не однобокое решение вопроса, заключающееся в предоставлении религиозным организациям большей свободы действий, дополнительных преференций отдельным религиозным направлениям (имеется в виду, конечно, Русская православная церковь) и иных привилегий со стороны государства. Должен быть ответный шаг со стороны религиозных организаций, которые, вовлекая в свои ряды все большее количество сторонников, должны, во-первых, помнить о светском характере Российского государства, устанавливая в своих правилах запрет служить в армии и жить в обществе среди себе подобных, во-вторых, не забывать нравственный аспект религии, который предполагает не материальное обогащение верхушки религиозной организации, а воспитание уважения к людям, обществу и миру в целом.

Путем правомерного взаимодействия и сотрудничества государство, религиозные конфессии и общество в целом должны выработать такую модель отношений друг с другом, которая будет отвечать интересам всех и преследовать исключительно благие цели.

Е. П. Митрофанова*

Эта запись была опубликована - Вторник, Август 20th, 2013 - 3:41 пп в рубрике Раздел второй: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.