Культурные различия как причина конфликтов иммигрантов и россиян

Культурные различия как причина конфликтов иммигрантов и россиян

Глобализация в значительной степени интенсифицировала динамику культурных контактов в нашей жизни. Больше нет необходимости путешествовать, чтобы познакомиться с самобытными традициями других народов, так как иммигранты в основной своей массе и являются носителями этих традиций. В российском обществе функционируют одновременно несколько сильно отличающихся друг от друга культур; в основе каждой — свои обычаи, язык, религия. Такое сосуществование гетерогенных культур зачастую приводит к конфликтным ситуациям межу их носителями.

Возможные конфликты можно условно подразделить на два типа. С одной стороны, в ряде стран очевиден рост антииммигрантских движений как проявление интолерантности по отношению к иммигрантам в целом и отдельным этническим группам в частности. Их обвиняют во всех проблемах, возникающих в принимающем обществе. С другой стороны, проблема кроется в самих этнических меньшинствах. Их маргинальное положение способствует еще большей их внутренней сплоченности и изоляционизму, что может вести к открытому сепаратизму или к мобилизации усилий, нацеленных на получение признания самобытной культуры своей этнической группы1.

* Ольга Викторовна Зылёва — преподаватель английского языка кафедры русского и иностранных языков, аспирант кафедры социологии и духовной жизни Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

1 Дмитриев Л. В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект // Социология. 2004. № 1. С. 82.

О О. В. Зылёва, 2008

В этой связи целесообразно вспомнить теорию «культурной травмы» П. Штомпки. Он выделяет несколько причин «травмы» в тех случаях, когда люди, в частности, оказываются во власти новой культуры, будучи плохо к ней приспособленными. Типичным примером такой ситуации является положение иммигрантских общин2. С этой проблемой столкнулась не только Россия, но и многие развитые страны. Среди них можно выделить Францию, где коренным французам приходиться жить бок о бок с иммигрантами, которые слабо осознают необходимость интегрироваться во французское общество.

Решение вопроса о том, как иммигрант будет взаимодействовать с принимающим обществом, участвовать в его жизни, зависит от многих факторов: степени расовых отличий иммигрантов от основного населения страны; уровня образования, знания языка страны въезда; состояния здоровья; желания и способности приспосабливаться к новым условиям; наличия или отсутствия поддержки со стороны правительства и сообщества иммигрантов; наконец, конфессиональной принадлежности иммигранта. Известно, что представители христианских конфессий в целом легче интегрируются в российское общество, чем представители других религий.

Зачастую иммигранты, приезжая в нашу страну, ведут себя в соответствии с собственными обычаями, привычками, культурой, не стараясь согласовывать свое поведение с правилами и обычаями, принятыми в России. Благодаря активной иммиграции, в некоторых регионах России в настоящее время сформировались достаточно крупные общины иммигрантов. Этот фактор в какой-то степени ослабляет возможности интеграции и ассимиляции, усиливает внутринациональную замкнутость иммигрантов. Замкнутый образ жизни отдельных этнических общин и их нежелание воспринять образ жизни местного населения, способствуют возрастанию социокультурной дистанции между ними и коренным населением. Эта дистанция порой настолько велика, что исключается всякая возможность совместного проживания. Кроме того, значительное изменение этнического состава территорий приобретает масштабный характер и угрожает национальной безопасности. Данный факт еще раз доказывает необходимость усиленной интеграции иммигрантов в принимающее общество. В связи с этим повышенную настороженность коренного населения вызывают приезжие с Северного Кавказа, из Средней Азии и других южных стран. Например, китайцы во всех мегаполисах мира замыкаются внутри своих общин. Они с трудом взаимодействуют с коренным населением.

2 См: Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования (Социс). 2001. № 1. С. 12.

У них — свои рестораны, свои авторитеты, свои газеты. При этом иммигранты из Украины и Белоруссии в основном не вызывают у коренного населения негативного отношения, так как в социокультурном отношении они практически полностью интегрированы в российское общество.

Продолжая говорить об изолированном образе жизни ряда этнических сообществ, нельзя не принимать во внимание, что, с одной стороны, сегрегация — стратегия самой иммигрантской общины, с другой — результат политики принимающего общества. Коренное население часто само «отворачивается» от представителей других этнических общин: оно не готово принять иммигрантов на равных условиях, в качестве равноправных граждан. Чаще всего не складываются отношения между представителями иммигрантских общин и местным населением в бытовых, экономических, политических и культурных сферах. Огромное значение приобретает деятельность социальных, экономических, культурных институтов, призванных обеспечивать социализацию населения. Однако в современных условиях они слабо ориентированы на адаптацию и интеграцию иммигрантов, прибывающих из других социумов.

В свою очередь, сами иноэтничные иммигранты в процессе социального взаимодействия с местным населением должны осознавать необходимость приспособления собственных этнокультурных ценностей к требованиям новой социальной ситуации. Черты менталитета и культурные особенности иммигрантов и членов принимающего общества могут вступать в сильнейшие и вполне реальные противоречия. Успех же социального взаимодействия и сотрудничества россиян и иммигрантов зависит не только от последних, но и от того, насколько само принимающее общество готово быть открытым для иных культурных практик. Ведь процесс адаптации всегда является до некоторой степени встречным, взаимным приспособлением иммигрантов и принимающего общества друг к другу.

Некоторые иммигранты, успешно интегрировавшись, становятся полноправными членами принимающего общества, другие же могут быть социально исключены, то есть стать маргиналами. Проблема социального включения или исключения становится весьма актуальной в вопросах, связанных с миграцией. В последние годы появился ряд проблем, которые препятствуют социальному включению иммигрантов.

За несколько лет сменился качественный состав иммигрантов, приезжающих в Россию: все чаще они не говорят на русском языке, не знают традиций нашей страны. Такая ситуация усложняет процессы адаптации и интеграции иммигрантов. А ведь устранение языкового барьера является относительно легким шагом к адаптации. Некоторые иммигранты хотят выучить русский язык, даже начинают посещать языковые курсы, но бросают, поскольку это занимает много времени. Кроме того, многие иммигранты живут и работают среди представителей своей этнической диаспоры. Контакты с местным населением сведены к минимуму. Очевидно, что культурные различия иммигрантских сообществ и коренного населения находят отражение во всех сферах повседневной жизни. В связи с этим, иммигранты должны попытаться изменить свой образ жизни так, чтобы достигнуть понимания в новом обществе.

Анатолий Вишневский, директор Института демографии Высшей школы экономики, утверждает, что иммигранты могут смягчить кадровый дефицит и помочь нам удержать свои территории. Но, если мы не научимся их интегрировать и «перерабатывать» в российских граждан, то не избежать социального взрыва3.

Подводя итог, можно сказать, что каждое общество, столкнувшееся с притоком иммигрантов, испытывает некоторое напряжение, дискомфорт. Достижение культурной однородности в этих условиях — задача весьма проблематичная. Не стоит недооценивать жизнестойкость некоторых этносов. Единственно возможное решение данной проблемы — это построение модели мульти-культурного общества в России, которая гарантирует защиту культурных особенностей разных народов. Но, к сожалению, на данном этапе россияне не готовы воспринимать «пришельцев» как равноправных граждан.

3 Черненко Е., Мухаметишна Е., Рыклина В., Вернидуб А. Русские маршируют, нерусские идут//Русский Newsweek. 2007.№45. С. П.

Е. Л. Сысолятина*

Эта запись была опубликована - Вторник, Август 20th, 2013 - 6:16 пп в рубрике Раздел второй: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.