Культура этноса: проблемы трансформации и сохранения

Культура этноса: проблемы трансформации и сохранения

Трансформация российской общественной системы в XX веке — на фоне современных глобальных антропогенных проблем — с неизбежностью выдвинула на первый план проблему этноса и состояние его культуры. Можно согласиться со справедливым замечанием С. А. Татунца, который писал: «Один из важнейших уроков системного кризиса, поразившего российское общество в 90-е годы XX века, заключается в осознании того, что социально-экономические, политические и культурные процессы в стране неотделимы от этно- национальных» [2].

При этом следует отметить, что в стране со множеством народов, соответственно культур, не может быть универсального способа решения всех этнокультурных проблем. В каждом отдельном случае требуется свой, особый подход, но с учетом единства общенациональных интересов. Как указывают современные ученые, «переход к устойчивому развитию России будет реальным только в том случае, если будет обеспечена относительная синхронность развития всех ее народов и регионов» [1].

Сегодня со всей очевидностью осознана неадекватность имеющихся теоретических обоснований и терминологического словаря по этнокультурной проблематике. Актуальным становится нахождение новой методологической базы, которая сможет помочь ответить на вопросы: чем грозит принципиальный «демонтаж» традиционных механизмов воспроизводства и обновления культуры этноса, каковы стратегические цели этнокультурного развития в целом?

Культурологический (следовательно, междисциплинарный) подход с привлечением этнолого-исторической и философско-социологической методологии и данных других социо — гуманитарных наук — один из возможных путей к решению сложнейших современных этнокультурных проблем в условиях тотального социального переустройства.

* Мария Сергеевна Инкижекова — канд. культурологии, доцент кафедры философии и культурологии УГГУ (г. Екатеринбург).

ОМ. С. Инкижекова, 2008

Так, в частности, в современной науке наблюдается тенденция к разделению понятий «этническая культура» и «культура этноса». Это объясняется тем обстоятельством, что для своего существования и воспроизводства большинство народов в настоящее время не может обходиться то лью этнически специфичными, традиционными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения («этническая культура»). Их современное состояние («культура этноса») стало интегрированным, взаимозависимым со всеми социокультурными трансформациями мировой системы культуры.

На основе существующих концепций ученых можно прийти к следующим определениям понятий «этническая культура» и «культура этноса».

Этническая культура связана с процессом этногенеза, а потому представляет собой культурный опыт, исторически приобретаемый этносом при освоении определенной территории и приспособлении к конкретным природным условиям существования, который кристаллизуется в виде совокупности материальных и духовных ценностей, норм и стереотипов поведения, ритуалов, праздников и т. д., отражающих сеть внутренних и внешних взаимодействий этноса, необходимых для полноценной его жизнедеятельности.

Культура этноса есть этнически своеобразное сочетание традиционных и инновационных элементов, в которых концентрируется опыт жизнедеятельности этнического субъекта в современной цивилизации.

Как показывает практика, в условиях изменяющейся России и активизирующегося процесса глобализации культуры современных этносов сталкиваются с крайне сложными задачами трансформации своего прежнего культурного состояния.

В современном модернизирующемся обществе культура этноса превращается из относительно замкнутой, локальной культуры в настолько открытую, где заметно возрастает удельный вес интернациональных элементов. Время этноса развивается толчками, так как вынуждено подчиняться времени глобальной цивилизации. Этнос и его культура находятся все более под влиянием индустриализации, научно-технического прогресса, массовой культуры. В этих условиях этнос уже не способен сохранить природную и культурную среду своего обитания, поэтому осваивает новые, не свойственные ему ранее виды деятельности. Система традиций, обычаев заменяется правовым контролем и общественным мнением.

Как видно, в современных социокультурных условиях само существование этноса, а следовательно, его культуры становится достаточно проблематичным. Объективно названная выше проблематичность обусловлена нахождением этноса в неблагоприятной в общем и целом для него среде — модернизационном поле инновационной культуры. Этнос неадекватен такой среде по своему потенциалу, а среда — этносу по избытку содержащихся у нее возможностей. Заново приобретаемые культурные формы, конечно, позволяют этнической группе приспосабливаться и адаптироваться к новой исторической среде, но в обратном порядке отмечается утрата традиционных элементов культуры. Проблема в том, какова та мера, которая позволяет не утратить этнокультурную целостность и качественное своеобразие в новой исторической обстановке.

В современной культуре этноса большая роль принадлежит интеллектуальной элите. Ведь, как правило, интеллектуальная элита вырабатывает основные идеи и предлагает согласованные или, наоборот, эгоцентричные решения, находит консенсусы или ориентирует на конфликты. От потенциала и ориентированности элит зависит многое.

Признание ведущей роли интеллигенции в культуре этноса объясняется тем, что теснимая влиянием процессов глобализации и современных социокультурных трансформаций на уровне национально-государственной системы традиционная культура этноса из сферы повседневности все более переходит в сферу профессиональной деятельности. Другим словами, межпоколенная трансмиссия этнической культуры сегодня связана с деятельностью узкоспециализированных профессионалов, творчество которых суть реконструкция наследия культурного прошлого. Это ученые, исследующие и интерпретирующие культуру прошлых веков; педагоги — организаторы народного художественно творчества; артисты художественных коллективов и мастера различных искусств. Поэтому не случайно, что в восприятии сегодняшнего поколения чаще всего традиционная этническая культура предстает как нечто восстановленное/реконструированное ушедшее, «предание старины».

На основе вышеизложенного можно заключить, что сегодня мы наблюдаем процессы трансформации традиционной этнической культуры, утрату ее системообразующего фактора в жизни современного этноса. По существу, происходит сведение этой культуры к ее внешним проявлениям, то есть этнографическому предмету -фольклору, одежде, обычаям, ритуалам и пр. Такой подход ограничен и не позволяет во всей полноте оценить наследие предков.

Конечно, традиционная культура не подлежит реставрации во всей полноте, но процесс интерпретации в современных условиях может придать новый импульс дальнейшему развитию культуры этноса. Ведущая роль в этом процессе принадлежит интеллектуальной элите. Именно ей отводится главная роль — от нее зависит современное и будущее состояние культуры этноса.

Литература

1.            Постсоветкая Хакасия: трансформационные процессы и этно — региональные модели адаптации. — М.: ООО «Интер-Принт», 2005. — С. 6 .

2.            Татунц С. А. Этнология в России и в МГУ / Вестник Моск. ун-та. — 2005. — № 1. — Серия 18: Социология и политология. — С. 71.

И. Б. Фан*

Эта запись была опубликована - Четверг, Август 22nd, 2013 - 1:20 пп в рубрике Раздел первый: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.