Корпоративная культура как механизм управления

Корпоративная культура как механизм управления

Культура — понятие чрезвычайно емкое. Существуют различные подходы к той стороне социальной реальности, которая стоит за понятием культура.

Очень непросто передать в одном — двух предложениях смысл значения феномена культуры. На международном философском конгрессе в 1980 году приводилось более 250 определений понятия культура. Л. Г. Ионин предложил оригинальное трактование культуры, с которым могли бы согласиться многие авторы, работающие в этой области: «…культура — это то, что отличает человека от животных. Культура — это характеристика человеческого общества. …культура не наследуется биологически, но предполагает обучение… культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка)»1. Другой известный российский социолог, Л. Н. Коган, определяет культуру и как «человеческий срез» истории, и как сферу свободы человека, и как средство его социализации, и как сложную, внутренне противоречивую систему, и как процесс деятельности, и как социальный институт2.

«Целесообразно рассматривать структуру культуры в двух ее основных проявлениях — внешнем и внутреннем»3.

* Елена Федоровна Власова — аспирант кафедры социологии Гуманитарного университета генеральный директор ООО «Центр Консалтинга и Аудита» (г. Екатеринбург).

1              Ионии Л. Г. Социология культу ры. С., 1996. С. 44-47.

2              Коган Л. И. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. С. 6-9.

3              Зборовский Г. Е. Социология досуга и культуры: Учеб. пособие для вузов. М„ 2006. С. 101.

ОЕ.Ф. Власова 2008

 По существу, их можно назвать макро — и микрокультурами. К макрокультурам относятся культуры различных обществ как определенное целостное единство, которое подлежит само культурной расчлененности. Результатом такой расчлененности будет более конкретное пространство — мезокультура. Она тоже в свою очередь структурируется до уровня микрокультур, «…субъектами которых становятся конкретные социальные общности, включенные в собственные культурные пространства. Это различные коллективы, группы, организации»4. Где место корпоративной культуре?

Корпоративная культура включает в себя социо-культурную (ценности, суждения, поведенческие нормы, действия и т. п.) и средо-объектную (микро-, мезо-, макроуровни) сферы.

Корпоративная культура через содержание своих элементов выражает ощущение общего стиля современных организационной, управленческой и производственно-хозяйственной сфер и обеспечивает гибкость, стабильность и процветание современных корпораций. Каждая из них имеет специфику проявлений в зависимости от направленности работы организации, масштаба деятельности, но назначение одно: сплочение всех участников корпоративных отношений с социально-этической ответственностью вокруг корпоративной миссии, ориентированной на социальное партнерство. В силу этого корпорация-сообщество обретает ориентацию на приоритетное значение «человеческого ресурса», «управления людьми», «клиентоориентированность» как важные конкурентные преимущества.

4 Зборовский Г. Е. Указ. соч. С. 101

В современной социологии традиционно выделяют две группы концепций организационной культуры, различающиеся по исходным установкам и методам исследования. «Во-первых, рационально-прагматическую (И. Ансофф, Т. Питере, Р. Уотермен, Е. Шейн и др.), представляющую ее как атрибут внутриорганизационных управляемых процессов и фактор максимизации эффективности жизнедеятельности организации. С позиций решаемых организацией задач организационная культура рационально корректируется и направляется организационным ядром (руководители, лидеры, менеджмент), соответствующими инструментами (маркетинг, реклама, пабликрилейшнз), исходя из «культурной парадигмы» и организационной стратегии. Во-вторых, это феноменологическая концепция (П. Бергер, М. Луи, А. Петтигрю, С. Роббинс, Д. Силь-верман и др.), представляющая организационную культуру как сущность организации (а не атрибут) и фактор, обеспечивающий условие согласованного (конвенциального) восприятия реальности и группового поведения людей-работников. Она трактуется как совокупность коллективно принятых базовых ценностей, смыслов, символов, идеологии, которые позволяют индивиду воспринимать и интерпретировать ситуацию»5. Таким образом, здесь задача менеджмента — привносить эту систему представлений в сознание индивидов и тем самым создавать (поддерживать) нужную общность и ориентировать поведенческие акты Э. А. Капитонов предлагает подход, в котором «…организационная культура рассматривается как форма социальной культуры, которая обусловливает неразрывную связь духовных и материальных элементов культуры и, соответственно, духовно-ма-териальный (духовно-практический) характер рассматриваемого феномена. Именно интеграция базовых ценностей и представлений, придающих смысл организационной жизнедеятельности, с видимыми (наблюдаемыми) культурными артефактами способствует решению проблем внутренней интеграции персонала и адаптации организации к внешней среде, предопределяя эффективность ее функционирования, повышение производительности труда и достижение делового успеха»6. Корпоративная культура выступает фактором инновационных преобразований, выводящих на первое место «человеческий ресурс», который приобретает доминирующее значение и статус измерителя экономического успеха современных предприятий. Таким образом, наиболее современным и полным на сегодняшний день представляется определение корпоративной культуры, сделанное Э. А. Капитоновым: «Корпоративная культура — это система базовых ценностей и представлений, общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и форм деятельности, обычаев и традиций, разделяемых членами организации, направляющих поведение персонала и задающих ориентиры структуре организации, системе управления, процессу труда, что способствует в условиях частной собственности, рыночных отношений связыванию организации в единое целое»7.

Корпоративная культура — это стратегический фактор, дающий очевидные преимущества, в жизнедеятельности организаций, управлении и социально-экономических, трудовых отношениях.

5              Капитонов Э. А., Зинченко Г. П., Капитонов А. Э. Корпоративной культура: теория и пратика. М.: Изд-во «Альфа-Пресс». 2005. 352 с.

6              Там же.

7              Там же.

Н. Г. Чевтаева*

Эта запись была опубликована - Среда, Август 21st, 2013 - 1:42 пп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.