К проблеме определения понятия «интернет-сообщество» в контексте социокультурного анализа

К проблеме определения понятия «интернет-сообщество» в контексте социокультурного анализа

Превращение сети Интернет из механизма передачи информации в структурирующую, объединяющую людей технологию привело к формированию интернет-сообщества как нового социального феномена. Его становление в контексте развития социокультурного пространства нового типа, входящего в нашу жизнь и преобразующего повседневные практики людей, необходимо рассматривать как один из определяющих современные тенденции пластов культуры.

Интернет-сообщества представляют собой особый тип социальной общности, лежащей в основании современных моделей социальности. От направленности культуры, складывающейся в процессе их становления и развития, все в большей степени зависит социальное самочувствие отдельного индивида и общества в целом. Наряду с возможностями поиска идентичности, устранения информационных разрывов в познании, консолидации жизненного опыта, интернет-сообщества могут нести с собой разнообразные угрозы, тесно связанные с их культурными особенностями.

Выявление специфики формирования культуры интернет-сообществ определяет необходимость их социологического осмысления в контексте социокультурного подхода. Интернет-сообщества при этом рассматриваются как среда, в которой происходит взаимопроникновение культурного и социального. Такой подход ставит ряд проблем, связанных, в первую очередь, с определением сообщества как феномена культуры.

Термин «сообщество» по мере развития социологии как науки обретал все новые и новые коннотации и оттенки своего звучания, выступая как зеркало социальных изменений в обществе. В целом процесс его становления можно описать как постепенный переход от акцента на территориальном объединении индивидов к их взаимосвязи на основе общих культурных, духовных ценностей и верований. С появлением и активным внедрением в нашу жизнь сети Интернет, «сообщество» получает новую трактовку. Исследователи предлагают переопределить «сообщество» на основе «сетевой» формы социальности, рассматривать в качестве его основания сеть социальных связей.

* Роман Владиславович Кончаковский — аспирант кафедры социологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

©Р. В. Кончаковский, 2008

Безусловно, сетевая форма организации интернет-сообществ оказывает значительное влияние на их культурную специфику, и это невозможно отрицать. Вместе с тем следует подчеркнуть, что более глубокие изменения связаны не только с формой существования сообществ, а и с усилением смысловой интеграции их культуры. Само существование сообществ в пространстве сети Интернет становится возможным на основе особой культуры, разделяемой большинством его членов, имеющей нормативный характер и способствующей становлению идентичности индивида.

С другой стороны, обращаясь к проблеме различных дефиниций «сообщества», рассматривая их разнообразие в сети Интернет, с очевидностью следует признать, что выделяемые различными исследователями элементы категоризации «сообщества» не способны охватить все его возможные виды. Наиболее ярко это несоответствие проявляется в последних исследованиях, где подчеркивается, что сообщество включает в себя и, условно говоря, «пассивных» членов, то есть тех, кто является регулярным посетителем сообщества, но не имеет авторизации. Противоречия также обнаруживаются и с развитием самих форм интернет-сообществ. Появление таких ресурсов, как «Однокласники», или лавинообразный рост числа пользователей «Живого Журнала» ставят под сомнение использование в определении сообщества категорий «взаимодействие», «эмоциональные связи» и др.

Вышеперечисленные доводы приводят к необходимости переопределения «сообщества». На наш взгляд, решение этой задачи правомерно начинать с поиска нового основания для объединения. Одной из поистине универсальных и центральных социологических категорий, выступающей как ядро ее предметного поля, является «социальная общность». Использование понятия «общность» тем более обоснованно, что в основе ее понимания сделан акцент на взаимосвязи, а не на взаимодействии. Вторым не менее важным моментом, как можно было убедиться выше, становится культурный акцент, то есть взаимосвязь индивидов, основанная на общей культуре.

Однако все вышесказанное еще не позволяет определить «сообщество», увидеть, в чем его специфичность как вида социальной общности. Для этого необходимо привлечение одной из основных характеристик интернет-сообщества, а именно самоорганизации. Самоорганизация как форма существования связана с наличием в ней фундаментальных идей и образов, определяющих общие тенденции развертывания процессов, включающих в себя цель, целостность и идеал (предполагаемый человеком). Условием осуществления этого процесса должна быть не просто общая культура, понимаемая как общность языка, норм, правил, образцов, ритуалов, а и осознаваемая индивидами ценность, значимость для них этой культуры, позволяющая удовлетворять индивидуальный интерес и способствующая социокультурной целостности сообщества. Именно с осознанием ценности культуры в большей степени связан процесс самоорганизации.

Обобщая сказанное, мы предлагаем определить интернет-сообщество как тип социальной общности, организованной в сети Интернет, взаимосвязь членов которой основана на осознанной, разделяемой ценности их социокультурного единства. Учитывая разнообразие существующих в пространстве интернет-сообществ, процесс анализа их социокультурной уникальности в свете данного нами определения должен осуществляться в направлении поиска качественных отличий, связанных с различными основами социокультурного единства. Другими словами, необходимо определить, что именно позволяет выделить данное конкретное сообщество из культурного целого, что является разделяемой ценностью для его членов, как она воплощается в их деятельности, способствуя, с одной стороны, удовлетворению личного интереса, а с другой -обусловливая воспроизводство сообщества.

Заданное направление исследования интернет-сообществ позволит выйти на новый уровень понимания мотивации индивида, действующего в Сети. Появится возможность прогнозирования дальнейшего пути развития сообществ и, что представляется наиболее важным, такой подход позволит более четко судить о том социальном благе, которое приносит людям участие в интернет-сообществах.

М. В. Мужева*

Эта запись была опубликована - Среда, Август 21st, 2013 - 9:56 дп в рубрике Раздел первый: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.