«Готовь сани летом», или Как достойно встретить организационный кризис

«Готовь сани летом», или Как достойно встретить организационный кризис

Каждое предприятие вне зависимости от сферы его деятельности, организационно-правовой формы, размера уставного капитала и прочих характеристик сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с различными трудностями, которые при стечении определенных обстоятельств могут привести к возникновению кризиса.

Кризис — это экстремальная ситуация, которая угрожает деловой репутации, конкурентоспособности, имиджу организации. Он может касаться любого аспекта или фактора жизнедеятельности предприятия:

             задач существования;

             технологии работы;

             управленческих процессов и структур;

             организационной культуры;

             персонала компании.

Кризисы всеобщи, они присущи любой системе. Окружающий нас мир непредсказуем и щедр на сюрпризы, порой неприятные. Но сидеть в ожидании, что «нас тоже накроет», вовсе не в духе нынешней эпохи. К надвигающимся неприятностям можно подготовиться заранее, было бы желание. Вопрос в том, как подготовиться.

На Западе в связи с этим уже давно и активно используют технологии антикризисного управления. Постепенно они приходят и к нам в Россию. Все чаще консалтинговым агентствам поступают заказы на специальные программы, которые должны спасти фирму от кризиса и его последствий. Вроде бы все «как у них», только вот как-то несерьезно, как будто для отвода глаз. Наверно, все дело в пресловутой российской ментальности, загадочной русской душе, которая вечно стремится в «прекрасное далеко». Социально-экономические следствия из этого таковы, что русский человек в целом и российский бизнесмен в частности, будучи собственником, никак не может почувствовать себя хозяином. Он все время готовится к побегу, и форс-мажорные обстоятельства для него — это отличный повод наконец-то задуманный побег совершить. Для реализации намеченной цели заблаговременно покупается дом в самой уютной стране мира и постепенно переводятся средства в самые надежные швейцарские банки. Застать такого человека врасплох не сможет никакой кризис.

Так и хочется процитировать мудрого профессора Преображенского, который утверждал, что «разруха в головах». Это было в начале прошлого века, и сейчас, как и тогда, есть острое стремление преодолеть разруху. Все больше российских собственников хотят стать хозяевами и грамотно строить бизнес, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Поэтому и кризис для них опасен тем, что может эти долгосрочные планы разрушить.

Настоящий хозяин должен понимать, что легче проблему предотвратить, чем потом ее решать и устранять негативные последствия. Чтобы у него и его фирмы было будущее, он должен постоянно держать руку на пульсе и внимательно следить за тем, что происходит во внешней и внутренней среде организации. В рамках общего и функциональных видов менеджмента организация, как правило, формирует систему мониторинга кризисных ситуаций. Эта система является важным фактором как кризисной устойчивости организации, так и эффективности самого антикризисного управления. Ее основная задача — отследить на самой первой стадии развитие/появление кризисных признаков и скорректировать траекторию развития предприятия. Зачастую такая система воспринимается персоналом как лишняя функциональная обязанность и элемент бюрократии. Однако, с другой стороны, она играет важнейшую роль в прогнозировании кризисов и подготовке к ним.

* Юлия Владимировна Архипова — доцент кафедры связей с общественностью факультета социальной психологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

** Надежда Валерьевна Мехонцева — студентка 6-го ку рса факультета социальной психологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

©Ю. В. Архипова, Н. В. Мехонцева, 2008

Многие признаки внутри компании могут указывать на то, что назревает кризис. К ним можно отнести следующие:

             проблемы с достижением планов организации (поставленные цели не достигаются или достигаются не полностью);

             менеджмент организации испытывает трудности с контролем исполнения;

             страдает качество работы;

             начинают уходить клиенты, жалуясь на недостаточное качество обслуживания;

             компания испытывает трудности с подбором персонала, теряет имидж привлекательного работодателя;

             начинаются проблемы с процессом целеполагания, что особенно заметно при наличии нескольких учредителей, каждый из которых тянет одеяло на себя;

             в самых недрах организации начинает улавливаться: «Что-то у нас не так, пока не ясно, что именно, но что-то не в порядке…»

Самое главное в антикризисном управлении — это не упустить время. Понимание того, что мы имеем дело с нарушением равновесия и переходом к новому равновесию, помогает диагностировать кризис и предвидеть его исход. При своевременном и правильном анализе предкризисного состояния предприятия и принятии мер по его устранению можно добиться финансовой стабильности, высокой эффективности производства, безболезненного перехода через разные стадии развития предприятия, конкурентоспособности, защищенности от банкротства и как следствие социальной защищенности.

Для заметок

Для заметок     Для заметок

Научное издание

Современная Россия: путь к миру — путь к себе

Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета (г. Екатеринбург) 10-11 апреля 2008 года

Том первый

Редакторы: С. В. Фельдман, Е. А. Цепелева

Компьютерная верстка: Т. В. Архипова, В. В. Курьянович

Подписано в печать 14.03.2008. Формат 60×90/16. Бумага для множит, аппаратов. Печать на ризографе. Усл. печ. л. 32,56. Тираж250 экз. Заказ №

Гуманитарный университет

620049, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, 19 Лицензия№ 0329 от 13.10.2000

Отпечатано с оригинал-макета в ООО «ИРА УТК» г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42.

Эта запись была опубликована - Вторник, Август 20th, 2013 - 1:13 пп в рубрике Раздел четвертый: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.