Формирование стереотипов восприятия образа России у современных школьников

Формирование стереотипов восприятия образа России у современных школьников

Человек, являясь существом социальным, с первых дней своей жизни включен в разного рода социальные взаимодействия. Одним из важных начальных социальных институтов является школа. Наряду с развитием интеллекта, эмоциональной сферы, мотивации учения, получением знаний обучение в школе предполагает формирование и развитие позитивного отношения к миру, уверенности в себе, самостоятельности. Позитивное отношение к миру включает в себя любовь к Родине, к своим близким, уверенность в будущем, принимание других.

Усвоение социального опыта всегда субъективно: одна и та же информация, социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются. В оценке окружающего мира существенную роль играет социальный стереотип, как упрощенный образ социального объекта.

Для выявления стереотипов восприятия образа России у современных школьниюв было проведено исследование. В нем приняли участие учащиеся 1-11 классов (всего 206 человек) средней общеобразовательной школы г. Екатеринбурга.

Учащимся начальных классов (1-4 класс: 105 человек) было предложено нарисовать картину с названием «Моя Родина — Россия». Учитывалось и то, что в классах учатся дети из других стран (Сербия, Армения), им предложено было нарисовать то, какой они видят, представляют Россию. В ходе обсуждения детских рисунков были выявлены следующие факторы, влияющие на формирование стереотипов восприятия образа России учащимися начальных классов:

* Ирина Петровна Попова — аспирант кафедры социальной психологии Гуманитарного университета, педашг-психолог МОУ СОШ № 201 «Согласие» (г. Екатеринбург).

©И. П.Попова, 2008

             русские народные сказки, былины;

             стихи о России;

             рассказы русских писателей;

             мультфильмы;

             поездки, путешествия с родителями по России.

Рисунки, где изображены березы, реки, озера, синее небо, деревянные дома, составляют 26 %; зима, снег, снеговик, елка, заяц, медведь — 38 %; герои мультфильмов (Добрыня Никитич, Змей-Горыныч, Иванушка-дурачок, Соловей-разбойник) — 19 %; Российский флаг, Кремль, церкви — 8 %; вся семья и домашние животные на фоне дома деревянного, берез, солнышка — 9 %. Дети, которые приехали в Россию из других стран, изобразили на своих рисунках снег, березы, медвежат и зайчиков.

Учащимся 5-11 классов (101 человек) было предложено письменно ответить на вопрос: «Какие ассоциации, образы, возникают у вас, когда говорят о России?». По желанию можно было нарисовать картину. 23 % учащихся пятых и шестых классов согласились нарисовать образ России, но не описывать его. Они объяснили свой выбор тем, что описать словами так ярю образ России, как они его представляют, не получится.

В результате исследования были выявлены следующие составляющие образа России:

             большая страна, где морозы и много солнца — 23 %;

             символ России березы -21%;

             русская банька, деревни, блины, оладушки, пельмени — 17 %;

             богатые ресурсы, АвтоВаз, Газпром, Абрамович, Чукотка -15 %;

             Москва, Кремль, много соборов — 12 %;

             «Наша Раша», фрезеровщики с нетрадиционной сексуальной ориентацией (по популярной программе ТВ) — 9 %;

             ужасные дороги, плохая экология — 3 %.

Анализ полученных результатов позволяет выделить следующие факторы, влияющие на формирование стереотипов восприятия образа России учащимися 5-11 классов:

1)            литературные произведения;

2)            информация, полученная на уроках истории, географии, экологии;

3)            средства массовой информации;

4)            путешествия по России.

Исследование показало, что такие стереотипы восприятия образа России, как зима, снег, березы, сформированные в начальных классах, преобладают и в ответах учащихся среднего и старшего звена школы. На смену героям мультфильмов пришли герои телепередач, популярных телешоу, таких как «Наша Раша», «Комеди Клаб». Причем цитируют героев «Нашей Раши» не только старшеклассники, но и учащиеся пятых, шестых классов. Данный факт позволяет судить о доступности просмотра телепередач, адресованных взрослым, подростками 11-12 лет. О влиянии СМИ на формирование стереотипов восприятия образа России можно судить по таким ответам учащихся, как: «Россия — это Газпром, Абрамович, Чукотка». Это темы, которые достаточно часто обсуждаются в СМИ.

Данное исследование позволило выявить некоторое преобладание влияния СМИ на сознание школьников над влиянием семьи; особенно это проявилось в ответах учащихся 5-11-х классов. Для учащихся начальной школы Россия — не только березы и снег, но и семья, свой дом, все кто живет рядом. У старшеклассников этот образ отсутствует, хотя он может проявляться опосредованно, через «русские баньки», «блины, оладушки», через путешествия с родителями по России.

Вопрос формирования стереотипов восприятия образа России у современных школьников является актуальным, требует дополнительных исследований для создания положительного образа России.

Эта запись была опубликована - Вторник, Август 20th, 2013 - 1:35 пп в рубрике Раздел третий: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.