Формирование социальных ценностей в современной России как стратегия социокультурной идентичности

Формирование социальных ценностей в современной России как стратегия социокультурной идентичности

Способы формирования социальных ценностей, как и сами ценности, присутствующие в экономической, политической, информационной сферах, определяют условия поведения личности и формирование личностных целей. В той же степени система социальных ценностей определяет вектор культурного развития общества. В современный период глобального развития массовых коммуникаций увеличивается степень воздействия информационных потоков на формирование системы ценностей каждого человека. В этом отношении средства массовой информации все больше подменяют институт семьи и образования. При этом задается новая модель поведения, основанная на удовлетворении первичных потребностей.

XX век — время реализации идеологий на государственном уровне, и Советский Союз был самым сильным идеологическим государством прошлого века. Идеология, которую навязывало советское государство, предполагала устойчивую социокультурную идентичность, основанную на патриотизме и признании абсолютной ценности советского строя. Основой СССР была коммунистическая идея, на ней базировались политическая, экономическая, информационная сферы. Эта идея предполагала единение народа, поэтому, несмотря на повсеместную подмену политической элитой принципов коммунизма и социализма, открытое противостояние было невозможно. Революция, как основа возникновения советского государства, формировала ценности силы и свободы народа. Ценности общественного блага ставились выше потребительских ценностей, что обусловливало тенденции нивелирования эгоизма, присущего большинству людей.

* Николай Александрович Попов — магистрант кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры философского факультета УрГУ им. А. М. Горького (г. Екатеринбург).

ОН. А. Попов, 2008

Перечисленные выше идеи были приоритетны во всех сферах общества. Университеты, предприятия, армия зависели от государственной идеологии. Но политическая элита не ставила перед собой задачи строительства коммунизма. Власть была обеспокоена властью, поэтому ценности, исповедуемые К. Марксом и Ф. Энгельсом, использовались как форма для прикрытия реальных корыстных целей политической элиты. Но идея, как форма, обусловила социокультурную идентичность массового сознания, основанную на патриотизме, единении, преданности делу. В то же время методы, которые использовала политическая элита, противоречили коммунистической идее, что еще больше усиливало ценности свободы. Но чем жестче несвобода, тем сильнее желание быть свободным. Советское тоталитарное государство поэтому невольно формировало социальные ценности, которые не были ему удобны. Достижения в духовной сфере, противоположные целям политической элиты, — лучший пример реального воздействия на общество тоталитарного режима. Пастернак, Бродский, Солженицын, Ростропович, Рихтер — неотъемлемая часть советской системы, несмотря на то что каждый из них испытывал ее прессинг. Завершением советской эпохи стал революционный переход от социалистического государства с плановой экономикой к демократическому государству с рыночной экономикой. Российская Федерация — правопреемник СССР. Россия должна была стать демократическим, правовым, свободным государством. Идеи демократии стали базовыми в формальной идеологии государства и закреплены в Конституции 1993 г. Радикальные изменения политического режима и экономического устройства обусловили совершенно новую организацию общества и оказали огромное влияние на массовое сознание. Впервые за все существование Российского государства главную роль стали играть рыночные отношения. В отличие от РФ, в которой только начали формироваться взаимоотношения государства и рынка, в западных странах отношения между государством и капиталом выстраивались долгое время. Ни европейские страны, ни США никогда не позволяли законам рынка главенствовать над государством. Рыночные отношения и экономика в западных странах всегда были под контролем государства. Подтверждает этот тезис кейнсианская теория. Россия же, после почти столетнего периода плановой экономики, оказалась не готова к резкой экспансии капитала. Полномочия государства, как главенствующего общественного института, оказались нивелированы в процессе внутренней борьбы политических элит. Таким образом, российское общество оказалось под влиянием не урегулированных государством денежных отношений, что обусловило кризис 90-х годов. Экономика не ставит задачи нравственного и культурного развития человека и общества, поэтому рыночные отношения не должны оставаться свободными от воздействия государства и иных общественных институтов. В условиях капитуляции коммунистической идеи и экспансии капитала в России, массовое сознание внешне освободилось от идеологии, но потенциально было готово принять на этом же уровне любую иную идею. Этой идеей стали рыночные отношения, где в жесткой конкуренции выживает сильнейший. Таким образом, советское общество, привыкшее к наличию идеи и к ее тотальному давлению, приняло новую идею конкуренции и прибыли. Но это было лишь первым витком в формировании социокультурно идентичного общества по признаку потребительских ценностей. В новой России главным источником формирования социальных ценностей стали средства массовой информации. Медиа структуры, будучи участниками свободных экономических отношений, безусловно, зависели от капитала, который, как уже было замечено, превалировал над общественными интересами. Таким образом, СМИ, пользуясь отсутствием социальных ограничителей, стали проводить политику обеспечения высокого рейтинга любым способом. Социальные ценности российского общества после распада Советского Союза подменились желанием вкусить запреты, к которым так долго был ограничен доступ. И СМИ использовали это с целью выжить в конкурентной борьбе для получения прибыли. За десятилетие, прошедшее с момента краха советской идеологии, ценности коммунизма в массовом сознании стали даже не осуждаться, а высмеиваться. В настоящий момент российское общество, как и в 90-х годах, зависит от капитала. Политическая элита, СМИ и все члены общества являются участниками рыночных отношений, которые не контролируемы ни одним из общественных институтов. Социокультурная идентичность по государственному, национальному, региональному признаку все больше размывается социальной идентичностью примитивных потребительских ценностей. Такой путь формирования социальных ценностей ведет к деградации общественного сознания, к упадку культурного уровня личности, к увеличению амплитуды конфликта внутри общества. Контроль капитала над всеми сферами жизни общества делает его управляемым для держателей капитала, но сущность рынка и человеческая сущность в корне различны, а следовательно, при отсутствии изменений в тоталитарной капиталистической системе глобальный конфликт внутри этой системы неизбежен.

Общество XXI века не примет новой идеологии или религии, НТР сделала человека скептичным и уверенным в себе. Но философия, будучи наукой и искусством, способна ответить на вопросы человека. Новой российской философии необходимо быть соотносимой с действительностью, с жизнью человека. Одна из задач философии — разработать систему ценностей, которая бы отвечала принципам духовного развития общества, с целью реализации этой концепции на государственном уровне. Не менее важной задачей остается соотносимость философии и реальности. Для этого современный философ, как ученый, обязан использовать опыт современных наук: психологии, социологии, психологии массовых коммуникаций, менеджмента, экономики, опыт точных наук — математики и физики. Используя этот опыт, философ-ученый сможет вычленить из собственных суждений в сфере теоретической философии прикладную философию. Главным отличием прикладной философии от теоретической должно стать то, что ее основным критерием будет возможность практической реализации философского знания. Необходимость таких изменений для философии обусловлена идеологическим и нравственным вакуумом современного общества. Философское знание в настоящее время необходимо обществу, как никогда. Религию и идеологию в условиях научного прогресса способна заменить именно философия как наука и мировоззрение, искусство размышления, понимания и прогнозирования для самостоятельных, духовно развитых людей. И как бы ни казалась утопична эта идея, но в возможность культурного развития общества верить необходимо…

Д. А. Томильцева’

Эта запись была опубликована - Четверг, Август 22nd, 2013 - 4:32 пп в рубрике Раздел первый: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.