Фильм отражает основные тенденции современной культурной ситуации.

Фильм отражает основные тенденции современной культурной ситуации.

Автор играет цитатами и штампами. Для того чтобы «пробить» пресыщенного зрителя, проводится перестановка линейного изложения событий, специфическая инверсия привычных социальных норм и раскручивание до предела эмоциональных тем. В фильме в роли самураев и убийц предстают женщины, льется море крови, справедливая месть — это мать, гибнущая на глазах маленькой дочери.

В рецензиях на фильм обычно писали, что это фильм о мести. Однако анализ показывает, что это фильм о ритуале.

Сюжет фильма носит ярю выраженный циклический характер. Фильм начинается с пролога, в котором героиня Умы Турман лежит и плачет на полу, и заканчивается кадрами плачущей Умы Турман, лежащей на полу. И первый и последний эпизоды символически нагружены темой смерти и темой ребенка.

В рамках мифологической логики сюжет отсылает к ритуалу инициации, фиксирующему смену статуса персонажа. В фильме развертывается драматический переход от киллера к матери. Это два состояния, которые в соответствии с мифологической логикой не могут соприкасаться. Убийство и Рождение (Жизнь и Смерть) задают общее смысловое поле. Прямое отношение между ними невозможно. Оно может быть только опосредованным, через тропы, что задает сюжетную динамику. Чтобы пройти расстояние между оппозиционными полюсами, надо пережить смерть. Ритуал инициации предусматривает преодоление этого разрыва посредством собственной смерти. Билл убивает «Невесту» и начинается ее переход. Бойня, устраиваемая ей после ее пробуждения, — это процесс пребывания в мире смерти. «Невесте» придется умереть еще как минимум два раза: когда ее похоронит Бадд и югда в нее стреляют из игрушечных пистолетов Билл и Биби. Каждый из этих эпизодов играет символическую роль внутри соответствующей главы, фиксируя ее кульминационную точку, но также играет роль в фиксации общей логики перехода киллера в мать.

Каждый противник «Невесты» воплощает часть мира, которую должен освоить и победить испытуемый, а следовательно, он должен ей соответствовать. Первый поединок в сюжете картины, хотя в режиме реального времени это вторая месть, это бой с Вернитой Греен. Это бой на ножах и бой вокруг идеи материнства. Вернита Греен уже стала матерью, убив ее на глазах девочки, «Невеста» переносит тему материнства на себя. Поединок с О Рен — это бой самураев-воинов. Для этого нужен волшебный самурайский меч, полученный от дарителя. Победа в этом поединке — это освоение воинской доблести. Поединок с Элл — это бой со своим двойником. У них двойственные отношения. Элл, как и Невеста, блондинка, претендующая на интимные отношения с Биллом. Элл проходит ту же подготовку у Пал Мея, что и Невеста. Но будучи парным персонажем к Невесте, она представляет ее испорченного антипода. Элл ненавидит Невесту. Она лишилась глаза от Пал Мея и убила его. Она же предательски убивает Бадда. Элл это парный и низовой персонаж по отношению к Невесте. Она обеспечивает возможность связи с низовым миром. Это подтверждается ее методами борьбы и способами убийства. Хотя она и воин, но она травит своих врагов. Так она неудачно пытается отравить Невесту, она отравила Пай Мея, она подсунула змею Бадду. Собственно, победа над ней и обозначает победу над смертью. Не случайно в момент торжества Элл и в момент «окончательной» смерти Невесты впервые произносится ее настоящее имя: Беатрикс Киддо, которое в предшествующих эпизодах фильма глушилось. После этого «Невеста» обретает имя и начинает новую жизнь. Элл является ее антиподом, но как двойник она еще и посредник в связи Беатрикс с запредельным для нее миром. Представителем этого мира является Бадд. Бадд — прямой представитель низового мира. Он работает вышибалой и убирает туалет. Он хоронит, опускает в сердце низового мира побежденную Невесту. Так как Бадд относится к другому миру, он не может быть противником Беатрикс в прямом поединке. Он сам фактически об этом заявляет, когда притворно сообщает Биллу, что заложил свой меч. Поэтому не случайно он одерживает победу над Беатрикс, когда она пытается открыто броситься на него с мечом. Окончательное торжество Беатрикс в столкновении с Баддом означает освоение ею пространства и силы низового мира. Но так как Беатрикс не может напрямую вступать в контакт с низовым миром, то это происходит через цепь опосредований и переносов. Беатрикс убивает его посредством последовательных парных взаимодействий и подмен, опосредующих прямой контакт. Бадда убивает двойник Невесты, а следовательно, ее отождествление Элл. Элл в силу своей близости к низу способна вступать с ним в контакт. Но в свою очередь Элл убивает Бадда через еще одно опосредование и отождествление. Посредством змеи Черной Мамбы. Змея — прямой проводник в низовое царство, но также она является воплощением Беатрикс, так как Черная Мамба — это ее кодовое имя в команде Билла. В результате, Беатрикс побеждает Бадда и осваивает подземный мир, не вступив с ним в прямой контакт, но пережив новую смерть и рождение. Показательна победа Беатрикс над Элл. Она не убивает своего двойника, но лишает его силы. В этот момент Беатрикс выступает не только как парный персонаж по отношению к Элл, но и как парный персонаж к своему учителю Пай Мею. Он лишил Элл глаза и был ею отравлен. Беатрикс уподобляется Пай Мею и заканчивает его работу, лишая Элл второго глаза. После этого Беатрикс готова к прямому поединку с Биллом.

Кто такой Билл? Можно ли считать его прямым воплощением зла? Безусловно, он более сложен. Его отношения с Беатрикс многомерны даже по ходу решающего финального поединка.

Билл как противник является воплощением всего многообразия мира, в нем собраны все возможности низового и верхнего мира. Преодоление Билла — это освоение всего многообразия мира, хранимого тотемом, и выход на новый уровень жизни.

Возможность интерпретировать данный материал в постмодернистском ключе будет развернута в дальнейшем анализе.

О. С. Гилязова*

Эта запись была опубликована - Вторник, Август 20th, 2013 - 5:11 пп в рубрике Раздел первый: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.