Цивилизованный подход

Цивилизованный подход

Ядро данного подхода образует тот вариант, который идентифицируется как теория локальных цивилизаций. В его рамках под цивилизацией понимается крупный культурно-исторический массив, обладающий специфическими отличиями в религиозной, этической, институциональной и прочих сферах, а развитие трактуется с позиций множественности, плюрализма, несводимости пространственного многообразия к какому-либо магистральному направлению. Сторонники данного подхода настаивают на структурной и содержательной уникальности больших пространственно-временных исторических массивов, на неразменности их внутреннего опыта.

«Главный смысл цивилизационного подхода, — как справедливо отмечает В. Ф. Шаповалов, — состоит в решении задачи обнаружения и описания устойчивых структур длительного действия. Само понятие локальной цивилизации предполагает наличие таких структур»2.

2 Шаповалов В. Ф. Россия как цивилизация//История России: Теоретические проблемы. М. 2002. С. 135. Вып. 1: Российская цивилизация: Опыт исторического и междисциплинарного изучения.

Далее автор называет те «глубинные основы современной российской цивилизации», которые мало изменились «в результате революций 1917 года, перестройки 1985 года, послеперестроечных событий»: это глубинные ментальные установки массового сознания, народный характер; основные черты взаимоотношения народа и власти; образ России в глазах Запада и всего мирового сообщества; образ труда и хозяйственной деятельности; представления массового сознания о жизни и смерти, о любви, о человеческом предназначении; природно-климатические условия3.

Если в рамках первого подхода образ страны формируется путем оценки ее включенности в мировой модернизационный процесс, то цивилизационный подход предполагает определение цивилизационной принадлежности страны и идентификацию структурных особенностей, неизменно присущих ей как представительнице той или иной цивилизации.

Такой подход предполагает множество ответов: 1) Россия как периферия Запаца; 2) Россия — восточная цивилизация; 3) Россия -не самостоятельная цивилизация, а своеобразный ансамбль цивилизаций и этнокультурных анклавов, сегментарное общество (недоцивилизация); 4) Россия — своего рода мост, «фильтр» между Западом и Востоком, синтез восточной и западной цивилизации; 5) Россия — Евразия, уникальная цивилизация, отличная от Европы и от Азии, от Запада и от Востока.

В контексте цивилизационного подхода рисуется образ страны как уникального образования, специфика которого обусловлена детерминантами, присущими только данной цивилизации. К минусам данного подхода следует отнести недостаточную чувствительность теории к динамическим компонентам, к эстафетности истории.

Эта запись была опубликована - Четверг, Август 22nd, 2013 - 3:46 пп в рубрике Раздел второй: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.