Баварское «экономическое чудо» как модель региональной модернизации для России

Баварское «экономическое чудо» как модель региональной модернизации для России

Единой Германии еще нет и полутора веков, но в сознании каждого русского, да, пожалуй, и многих европейцев, эта страна уже давно служит примером образцового индустриального прогресса, который, начавшись в середине XIX в., за считанные десятилетия превратил наследие лоскутной «Священной Римской империи» в «империю» крупной и высокотехнологичной индустрии. С момента своего объединения в 1871 г. Германия демонстрировала немыслимые для других государств темпы индустриализации. В большинстве исторических земель Германии индустриализация довершила свою экспансию в период нацистской диктатуры, но в стране есть и такие регионы, которые преодолели огромную дистанцию от состояния отсталой аграрной провинции до передового уровня развития промышленности уже после Второй мировой войны. Одним из самых ярких примеров такого экономического рывка может служить Бавария. За послевоенные десятилетия когда-то экономически провинциальный, типично аграрный регион превратился в современный индустриальный центр с развитой сферой услуг.

Структурная перестройка, вызванная индустриализацией, начинается в Баварии относительно поздно. Первые признаки вступления региона в начальную фазу индустриализации отмечаются только в начале XIX в. Однако вплоть до начала XX в. основой экономической специализации Баварии было сельское хозяйство; в городах преобладала мелкая промышленность. Рост крупной промышленности сдерживался конкуренцией со стороны развитых промышленных центров Рура и Саара, а также отсутствием необходимой сырьевой базы. В период между Первой и Второй мировыми войнами уровень развития баварской экономики оставался относительно невысоким, хотя к этому времени в основном уже завершилась интеграция региона в общегерманское экономическое пространство, чему способствовало повсеместное распространение к началу XX в. железных дорог и создание единой энергетической системы.

* Анна Викторовна Попова — студентка 4-ш курса факультета регионоведов-переводчиков Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

О А. В. Попова 2008

Последствия Второй мировой войны в Германии были катастрофическими. В 1945-1947 гг. по экономике больно ударила накопившаяся за время войны инфляция. Деньги перестали выполнять свою функцию. В условиях натурализации хозяйственной жизни фирмы и потребители взаимодействовали через бартерный обмен. Все попытки обуздать колоссальную инфляцию (600 % к довоенному уровню) при замороженных ценах были обречены на провал, и экономика впала в примитивное состояние меновой торговли. Таким образом, перед Германией в целом и Баварией в частности встала задача восстановления экономики, возрождения производства, сельского хозяйства, торговли, финансовой и банковской системы, возрождения стимулов к мирному труду и нового развития системы государственного управления. Первоначальные планы администрации США по максимальному экономическому ослаблению Германии с сохранением ее как сельскохозяйственной страны (план Моргентау) быстро подверглись коррекции, в первую очередь, по политическим причинам: с целью противодействия складывавшемуся в Восточной Европе коммунистическому блоку необходимо было сформировать на границах эффективный политический и экономический противовес. Разработанный в 1947 г. «План Маршалла» преследовал три основные цели: во-первых, он должен был стимулировать возобновление политического и экономического сотрудничества, усилить интеграцию Западной Германии в мировую экономику. Во-вторых, он позволял немцам закупать сырье и оборудование в странах с твердой валютой для целей модернизации промышленности. В-третьих, план одновременно представлял собой программу государственной поддержки экономики самих США, поскольку стимулировал американский экспорт.

Однако в значительной мере успехи в послевоенном экономическом восстановлении Западной Германии — заслуга самих немцев. Ведущей политической фигурой, с которой традиционно связывают экономические успехи ФРГ, был Людвиг Эрхард. Основными элементами предложенной Эрхардом модели развития «социального рыночного хозяйства» были:

             целевая установка на обеспечение высокого уровня благосостояния всех слоев населения;

             свободная рыночная конкуренция и частное предпринимательство как главные рычаги достижения этой цели;

             активное участие государства в обеспечении предпосылок и условий конкуренции как ключевое условие достижения цели.

Концепция «социального рыночного хозяйства» Эрхарда, поощряя частную конкуренцию и стимулируя товарное изобилие, одновременно (это очень важно, поскольку эта экономика не только «рыночная», но и «социальная»!) — с помощью принятого по настоянию Эрхарда закона о спросе и предложении — удерживала рынок в определенных границах и уменьшала его негативные последствия для слабых общественных групп (безработные, малоимущие и пр.), а также для дотируемых отраслей экономики (сельского хозяйства, горнодобывающей и судостроительной промышленности). За первым бумом инвестиционного спроса, связанным с валютной и хозяйственной реформой, в экономической реконструкции Германии с конца 1949 г. последовала вторая фаза — стабилизации и консолидации хозяйственной жизни. В первой половине 1950 г. объем производства ФРГ рос ежемесячно на 3-5 %, установив абсолютный рекорд — 114 % — по сравнению с показателем 1936 г. Ускоренными темпами развивались машиностроение, оптика, производство электроэнергии.

Этот подъем в первую очередь затронул Баварию. В регионе, где в меньшей степени отмечалось давление старой промышленной структуры, ставка была сделана на развитие высокотехнологичных индустриальных отраслей. Бавария была избавлена от необходимости латать «старые дыры» и, вместо затяжной, поэтапной модернизации старых фабрик и заводов, могла создавать производственные мощности практически на пустом месте. С середины 1950-х гг. земля активно развивает автомобилестроение (здесь работают «Ауди» и БМВ); несколько позже началось развитие авиа-и ракетостроения.

Другим фактором динамичного индустриального подъема Баварии послужил переезд фирмы «Сименс» из Берлина в Мюнхен. Без «Сименса» экономический рывок Баварии был едва ли возможен. Когда в 1960-х гг. компьютерные фирмы открывали свои филиалы в Германии, большинство делало это в Мюнхене — не в последнюю очередь из-за присутствия здесь «Сименса», важнейшего потребителя их продукции. Мюнхен и окружающие его районы заслужили наименование немецкой «Силиконовой долины», после чего началось «великое переселение» с Севера на Юг — за «Сименсом» потянулись многие другие известные компании. Этой модернизации структуры производства способствовали также современная научно-технологическая база в виде университетов и исследовательских институтов, огромный приток иммигрантов из других земель и стран, в основном высококвалифицированных кадров, которые, по сути, и стали строителями баварского «экономического чуда». При этом основную среду быстрорастущей экономики составил высокотехнологичный мелкий и средний бизнес.

Отдельного упоминания заслуживает аграрная реформа, передавшая основную часть земельных угодий мелким и средним собственникам. Развиваясь интенсивным путем, сельское хозяйство Германии характеризовалось быстрым внедрением новейших достижений аграрной науки в практику, что обеспечивало повышение производительности сельскохозяйственного производства и урожайности. И уже по мере интенсификации производства мелкое хозяйство уступало место более крупным формам.

Если разбираться в истоках «экономического чуда» ФРГ и анализировать баварский опыт модернизации с точки зрения возможностей его использования в иных национальных условиях, можно столкнуться с двумя трудностями. Первая — неоднозначная оценка политики Людвига Эрхарда и проводившегося им экономического курса. Часто заслуги реформатора немецкой экономики ставятся в зависимость от целой комбинации благоприятных внешних и внутренних факторов. Вторая — разночтения в интерпретации базовых принципов концепции «социального рыночного хозяйства».

Однако опыт Баварии следует признать безусловно позитивным, и некоторые его элементы можно и нужно использовать в разработке планов модернизации отсталых аграрных и депрессивных старопромышленных регионов — в частности, в России, где есть немало территорий, где наблюдаются сходные с баварскими стартовые условия для становления модели высокоразвитой экономики (аграрная специализация, неразвитое, полукустарное промышленное производство, центральное положение в транспортно-коммуникационной системе и т. п.). Важно учесть и другой урок баварских реформ: целесообразно стимулировать модернизацию региональной экономики, привлекая в регион крупные высокотехнологичные фирмы-резиденты, которые создают мощный эффект мультипликатора и стимулируют рост широкого круга передовых промышленных отраслей.

Немаловажную роль в модернизации Баварии сыграл федерализм, который способствовал повышению инициативы и самостоятельности регионального сообщества. Масштаб региона оказывается очень эффективным для соединения элементов политического управления, экономической организации и научно-технической экспертизы. По этому признаку Германия сходна с Россией, поскольку последняя также является федеративным государством. И, несмотря на то что реальный федерализм в России существует еще только около двух десятилетий, федеративная структура государства уже сама по себе является важным условием модернизации экономики регионов. Конечно, существует определенный риск бездумного копирования и механического перенесения любых моделей с одной национальной почвы на другую, однако, основополагающие идеи и конституирующие принципы концепции «социального рыночного хозяйства» и экономической модернизации могут найти применение и в России.

С. С. Фримен*

Эта запись была опубликована - Среда, Август 21st, 2013 - 10:46 дп в рубрике Раздел второй: Вы можете оставить комментарий к этой записи через RSS 2.0. Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование запрещено.